3. О раскольнике Филарете
Главная задача тех, кто захватили власть на Украине – добиться не только государственного отделения Украины от России, но и полного взаимного отчуждения этих частей прежде единого целого. И, надо признать, во многом они преуспели. Сегодня мы живем в разных государствах, между которыми ведется ожесточенная холодная война, местами переходящая в горячую. Не говоря уже о том, что большинство населения Украины сегодня искренне полагает, что в России и на Украине живут совершенно разные народы, — в чем нас старательно пытались убедить на протяжении всего ХХ-го века, сначала коммунистическая власть, затем власть самостийная. И, даже разговаривая по-русски, большинство украинских граждан убеждены, что русский язык для них чужой, навязанный извне, и что надо бы переходить на украинский… Однако у них это чаще всего не очень-то получается. Ведь жизнь человеческая серьезна, и в каждый ее конкретный момент человек, стараясь выразить свое отношение к чему бы то ни было, непроизвольно пользуется тем языком, который у него в душе, а не занимается украинизацией и прочим баловством… Сравнительно безболезненный переход на украинский язык для русскоязычного человека возможен разве что в том случае, если вместо души у него вмонтировано простенькое устройство, вроде шарманки, для воспроизведения украинского языка и прочей полезной «музыки».
Но, если разделить нас на отдельные государства оказалось сравнительно просто, и с разделом созданного совместно народного достояния «элиты» новоиспеченных государств более-менее справились, — то разделить общее культурное достояние было уже труднее. В самом деле, как можно «поделить» между желающими получить в свою собственность Гоголя и Булгакова, Репина и Чайковского, не боясь показаться слабоумными. Да и с попытками «приватизировать» общую историю – много трудностей. Предлагать за «чистую монету» результаты этих попыток можно разве что тем, кто никогда всерьез историей не интересовались (но, однако же, исправно ходят на выборы, дабы решать «судьбоносные вопросы»). И слабым утешением для нынешних украинизаторов является то, что на Украине учителя истории и словесности, в угоду земным властям и ради обеспечения себя пропитанием, в большинстве своем, не моргнув глазом переключились на другую историю и другую словесность. Что же касается нашего общего духовного пространства, объединенного святой православной верой, то его разорвать оказалось еще труднее. Верующие люди, подчиняющиеся, в первую очередь, властям небесным, на компромиссы, как правило, не идут. (Иерархи – другое дело: им очень часто груз земных благ не позволяет подняться на небесную высоту в восприятии происходящего). Да и как можно, не прогневив Бога, разделить Владимира Святого, Ярослава Мудрого или Илью Муромца. И даже святого Александра Невского, в титуле которого значилось «Великий князь Киевский и всея Руси»… Да и сама христианская совесть требует единения в любви, а эгоистическое разделение отвергает как богопротивное, внушенное нечистым… Поэтому-то последним бастионом, где сохраняется единство Руси, остается православная церковь. И потому враги Руси и ополчились с таким рвением на православную церковь на Украине.
Спустя год после провозглашения украинской «независимости» они, добиваясь того, чтобы наше разделение было не только материальным, но и духовным, организовали церковный раскол. Копившиеся годами нераскаянные грехи бывшего митрополита РПЦ Филарета (Денисенко) нашли свое воплощение в новоиспеченной «церкви» — так называемой «УПЦ (Киевского патриархата)». Очень скоро «религиозная деятельность» этого церковного «новообразования» начала приносить свои ядовитые «плоды»: всякий, вкусивший этих «плодов», напитывался злобой ко всему тому, на чем много веков держалась и чем спасалась родина его предков – Русь.
Эти «деяния» Филарета, совсем недавно еще претендовавшего на сан Патриарха Всея Руси, воспринимались мною как что-то совсем уже запредельное, оставляющее далеко позади послеперестроечные «подвиги» наших бывших региональных коммунистических вождей… На все это мой Дубровский в 2002-м году откликнулся таким стихотворением:
От Храма ночью воровскою,
Во тьме, задолго до рассвета,
Фигура в рясе отбежала,
Похожая на Филарета[1],
Звеня церковною казною,
Которую в руках держала…
Все совершилось шито-крыто:
Людских следов нет – лишь копыта
Оставили свой отпечаток…
Милиция, увы, бессильна,
Когда вмешается Рогатый…
А вскоре «в Украйини вильний»
Под кравчуковским патронатом
Уж церковь новая открыта
«Дэржавного патриархату».
В ней Филарет «спасает души»
От их любви к Руси Великой;
И многие, развесив уши
И не боясь беду накликать,
Ему почтительно внимают…
Они, по глупости, не знают:
Доверить душу Филарету —
Вероотступнику, шаману, —
Который тут же душу эту
Засеет злобой и обманом,
Ради Тарасова «Завета»
Распять Христа из Назарета… —
Чревато и на этом свете…
Куда ж сокрыться от ответа
На свете том душе безбожной –
Представить вовсе невозможно…
_______________________________________________
[1] Филарет (Денисенко) – церковный раскольник, отлученный от РПЦ и преданный анафеме, лжепатриарх неканонической Украинской православной церкви (Киевского патриархата).