Всемирный Гулаг и его «экономическая модель» (2012)

 

Весь мир – целые континенты, страны, народы и отдельные люди – постепенно все больше вовлекается в либеральную экономическую модель развития. И все меньше остается возможностей для отдельного человека выскочить из этого всемирного потока.

Эта модель, по своей духовной сути, очень напоминает систему хозяйствования, применявшуюся в сталинских лагерях, изобретение которой, по свидетельству Солженицына, лагерная молва упорно приписывала турецкому еврею Нафталию Ароновичу Френкелю (А.Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»).

Об изобретателе упомянутой хозяйственной системы можно узнать из описанного Солженицыным краткого его «жития».

Сей турецкоподданный, коего нечистая сила занесла в нашу страну, еще до революции вел успешные лесоторговые дела на Юге России и стал миллионером. После начала первой мировой войны он занялся еще и спекуляцией оружием, но после, учуяв опасность, успел накануне февральской революции вместе со своими капиталами смыться в Константинополь.

Затем, уже в советскую эпоху, во времена НЭПа, он снова появляется в России и занимается скупкой золота, уже под патронатом ГПУ. Однако на сей раз чутье его подвело, и он, не уловив крутых поворотов советской политики, «по итогам» этой своей новой деятельности был посажен и приговорен к смертной казни.

Оказавшись в столь незавидном положении, наш коммерсант начинает действовать в строгом соответствии с возникшей позже воровской заповедью – «умри ты сегодня, я – завтра», — предписывающей члену воровского сообщества, в случае угрозы его жизни, покупать продление своего существования ценою жизней других узников. Вершинной точкой на этом избранном им пути стала предложенная Френкелем руководству рациональная система лагерного хозяйствования, позволяющая максимально эффективно использовать труд заключенного и обещающая подлинный «расцвет» лагерной экономики. Система показалась руководству настолько соблазнительной, что в благодарность Френкель тут же был вознесен на должность «начальника работ» — воплощать эту систему в «жизнь».

Столь высоко оцененный вклад Френкеля в прикладную экономическую науку состоял в изобретении системы перераспределения арестантской пайки, посредством введения прогрессивной «хлебной шкалы» (и «шкалы приварка»), долженствовавшей стимулировать заключенного к резкому повышению производительности его труда. Попросту говоря, все сводилось к тому, что превышающий норму выработки заключенный получал право на прибавку к питанию, в соответствии с придуманной Френкелем шкалой, тот же, кто норму не выполнял – получал питание в урезанном виде. По поводу того, на чем основывалась эта хитроумная система, Солженицын писал: «Беспощадное знание человеческой природы! Ни эти кусочки хлеба, ни эти крупяные бабки не шли в сравнение с тем расходом сил, которые тратились на их зарабатывание. Но по своей извечной бедственной черте человек не умеет соразмерить вещь и цену за нее».

Впрочем, как справедливо указывает Солженицын, система эта была позаимствована Френкелем у эскимосов, которые для мотивации собак, заключенных в собачью упряжку, держат перед ними на шесте рыбу.

Однако, несмотря на всю «прогрессивность» упомянутой «хлебной шкалы», заключенные, которым довелось испробовать эту систему на себе, в условиях «чистоты эксперимента» и по ускоренной программе, пришли к однозначному выводу, ставшему даже лагерной поговоркой: «В лагере убивает большая пайка, а не маленькая». (В.Шаламов, «Заговор юристов»).

 

Сегодня те, кто «командуют парадом» в нынешнем, становящемся глобальном, мире, побуждают всякого человека, в любом конце света, гнаться за «большой пайкой». Через свои СМИ, посредством навязывания современному человеку соответствующих жизненных стандартов, они убеждают его, что если он будет интенсивно трудиться на заданных ими направлениях, не отвлекаясь от этого труда на всякие, не приносящие дохода «заморочки», то сможет получить за это столь же соблазнительный набор вещей и удовольствий, как, например, артист Х или футболист Y.

Если же какому-нибудь несознательному индивиду вздумается на каком-то этапе остановиться посреди навязанных ему «тараканних бегов» за благами и заявить, что он будто бы уже обладает достаточным для него набором вещей и благ, если он под этим предлогом попытается уклониться от дальнейшего участия в этих бегах, — то ему авторитетно возразят, что имеющиеся у него вещи уже устарели – они уже не модные, не современные, не престижные – и потому он обязан заменить их новыми вещами новейших марок, которые предусмотрительно изготавливаются для нас хозяевами мира…

И так до бесконечности…

Для понукания нежелающих участвовать в бегах и склонных к такого рода умничанью – придумали даже хитрую поговорку: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?», — предполагающую, что человеческий разум должен быть всецело подчинен погоне за благами.

Так что теперь всякий человек становится изгоем общества и заслуживает в лучшем случае общественное презрение, если он преступно не стремиться к стяжанию материальных благ и подражанию в этом таким, например, «передовикам» и «ударникам капиталистического труда» как Роман Абрамович или какой-нибудь Максим Галкин. Интенсивно нагнетается такая общественная атмосфера, которая внушает всякому подобному изгою, что он просто таки обязан каким-то образом сам себя ликвидировать: сбросить, например, самого себя вниз головой с какого-нибудь знаменитого моста в сверкающей огнями столице или с любого «небруклинского» моста – по месту жительства – в своем захолустном городе… Вообще, выбор в этом деле предлагается самый широкий: так что тот, кто не желает, допустим, банально спиваться – может избрать себе способ самоликвидации на любой, самый изощренный, вкус, — в полной мере насладившись предлагаемой демократией свободой выбора…

 

В отличие от экономической системы, придуманной Нафталием Франкелем для сталинских лагерей, призванной выжать из заключенного остатки жизненных сил, чтобы пустить их на решение «народнохозяйственных» задач, — новая, современная модификация этой системы нацелена на то, чтобы уже во всемирном масштабе, погубить человеческую душу: сокрыть от человека тот смысл жизни, который предназначен для него Богом…

(2012).

 

Опубликовано 26.11.2012 г. на сайте «Созидатель»

Поиск

Навигация

Ссылки

Подписка