«Великие комбинаторы» и наши «Васюки» (2016)

 

В описании гастролей Остапа Бендера в город Васюки, где он предложил местным любителям шахмат провести международный шахматный турнир, в результате проведения которого столица должна была «автоматически» переместиться в Васюки («А там, как знать, может быть лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания международный шахматный конгресс!»), — авторы «Двенадцати стульев» нечаянно спародировали веру советских людей в коммунизм.

Хитрый Бендер, воспользовался наивностью васюкинских обывателей, в душах которых сохранился еще унаследованный от предков настрой на осуществление всемирной миссии. Правда, у предков эта миссия опиралась на великую формулу «Москва – Третий Рим», — тогда как у тех васюкинцев, которым пришлось иметь дело с Бендером – после того как в 1917-м году их официально уведомили о том, что «Бога нет» — эта готовность к осуществлению великих дел во всемирном масштабе была лишена соразмерного идейного наполнения.

Вместо «Третьего Рима» Бендер предложил им для воплощения некую мечту, очень похожую на советскую веру в коммунизм. Ведь мечту о всемирном «шахматном царстве», центром которого должны были стать Васюки, и мечту о построении коммунизма во всемирном масштабе – сближает то, что и та и другая мечта зародилась, произросла и расцвела на культе разума.

Что же касается «плодов», то, доверившись Бендеру, васюкинские мечтатели лишились и тех скудных 21 рубля 16 копеек, которые до этого были у них в кассе. Доверившись Марксу и последующим «гроссмейстерам» его «шахматной школы» — Россия потеряла неизмеримо больше…

Сам Остап Бендер не верил в коммунизм. Его предки, как и предки звавших нас к коммунизму  «пламенных революционеров», издавна торговали у нас на Руси горячительными напитками, уносящими сознание нашего человека в иллюзорную реальность, — отвлекая нас от того, что творилось в наших «бедных селениях» и в наших грешных душах.

Между тем, на одной из окраин бывшего Российского государства, превращаемого в ХХ-м веке в «шахматные Васюки», — (которая так и называется — Украиной), — все эти приготовления к триумфальному «шахматному турниру» все еще продолжаются, правда в несколько иных декорациях. Вместо вожделенного «шахматного царства» окраинные «комбинаторы» рисуют теперь перед «мысленным взором» окраинных обывателей некую мифическую «Европу», в которую обитателям украинских Васюков надлежит устремляться «всей нацией». И чтобы этому процессу никто не помешал, провозгласили упомянутую окраину «нэзалэжной». А чтобы никто не догадался, что это продолжается именно прежний «банкет» — принялись на этой окраине с неким демонстративным рвением выкорчевывать все, что связано с прежними коммунистическими декорациями…

И хотя реальная Европа не очень-то спешит признавать окраинных васюкинцев своими — местные «комбинаторы» стараются ограждать сознание граждан независимых теперь Васюков от этих «плохих новостей». Их, напротив, всячески убеждают в том, что они-то и есть чистейшие европейцы, исключительные по своей стерильности. И на них, по этой самой причине, возлагается «священная обязанность» спасти остальную Европу от российской орды…

Любопытно, что тот «великий комбинатор», который в наши дни «командует парадом» в украинских Васюках, родился в городе Болград в Бессарабии (теперь — Одесская область). Эта территория с начала XVI-го века пребывала под влиянием Османской империи, и лишь в 1812-м году, по окончании очередной русско-турецкой войны, отошла к России. А после неудачной для России Крымской войны эти земли, в составе Молдавского княжества, снова некоторое время пребывали в вассальной зависимости от Турции. После того, как Бессарабия, в 1878-м году, возвращена была Российской Империи, многие бессарабские евреи оформляли себе турецкое подданство, чтобы не служить в армии и избежать тех ограничений, которые в православном государстве налагались на евреев. Таким образом, из простого бессарабского или одесского еврея запросто мог получиться какой-нибудь Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей, — подобно тому как впоследствии на Украине, из других евреев и несколько по другим причинам, получались Порошенки и Яценюки…

Так что нынешнего «великого комбинатора» окраинных Васюков с некоторой натяжкой тоже можно, как и Остапа Бендера, назвать «турецкоподданным». Если же учесть, что родитель его в «годы застоя» некоторое время проявлял себя в молдавском городе Бендеры, где без отрыва от производства пытался заниматься предпринимательством в трудных советских условиях, — из-за чего вынужден был нарушать закон и даже нести наказание, — то перед нынешним реальным «комбинатором» книжный Остап Бендер, можно сказать, «отдыхает»…

Общая черта между жителями книжных Васюков, мечтавших о всемирном «шахматном царстве», жителями Васюков советских, мечтавших о будущем коммунизме, и жителями нынешних окраинных Васюков, которые, как белочки в колесе, бесконечно бегут за мечтой о Европе, — в том, что все они материалисты. Как и книжные васюкинцы — васюкинцы советские и васюкинцы украинские мечтают о «рае на земле», — чем и воспользовались проворные «комбинаторы», вывесившие у них перед носом заманчивую «морковку» и заставившие их упорно брести за миражами. От одних этот «сладкий мираж» был отодвинут во времени, а от других — в пространстве. Первые надеялись на наступление своего «рая» после того как они построят некую «вавилонскую башню», ради чего уничтожили или разогнали по свету огромное число несогласных; вторые — после того, как и их пустят в Европу, где «рай» будет им обеспечен Западом, которому они усердно служат, разрушая вокруг себя все, что попадается им под руку. По пути к «европейскому счастью» окраинным васюкинцам также надлежит разобраться с несогласными — теми самыми «ворогамы», которым, в соответствии с гимном независимых Васюков, предлагается «сгинуть». Конфискованное или отобранное у «ворогив» должно, в итоге, добавить «райского наслаждения»…

А то, что главные их «ворогы» гнездятся в них самих — окраинные васюковцы даже не подозревают…

Результат же этого очередного хождения за миражами на поводу у «комбинаторов» — неизменный. Как и в предыдущем случае, новый, европейский, мираж уже обошелся жителям украинских Васюков недешево. Ибо по пути в Европу они как-то незаметно для себя лишились своей некогда могучей индустрии… И очень похоже на то, что скоро могут лишиться земли… И, видимо чувствуя, что даже почва под ногами стремительно от них уходит, стали в частном порядке как-то особенно массово перебираться кто на другие земли, а кто — на тот свет…

 

(2016).

Опубликовано 3.12.2016 на сайте «Русская народная линия».

 

Поиск

Навигация

Ссылки

Подписка