Столыпинская реформа (2008)

 

Столыпин пытался создать из нашего человека трудолюбивого «русского американца», способного завалить нашу, и не только нашу, страну хлебом, маслом и прочими «продуктами народного потребления».

Однако «американец» — это далеко не лучшее из того, чем уже был русский человек и что можно, вообще, создать из русского православного человека.

Столыпин хотел реформировать тютчевские «бедные селения» — тот самый «край долготерпения» (и жертвенности, — благодаря которой создавалось величие России), край, который «в рабском виде Царь Небесный исходил благославляя». А русский народ, – бывший единым целым и не искавший в мире ничего, кроме спасения души ради обретения Царства Небесного, — Столыпин хотел превратить в сообщество индивидуумов, ищущих всегда своей выгоды, и плодящих вокруг себя амбары и элеваторы, которые в Царстве Небесном без надобности.

Столыпин хотел сделать из русских – буржуев, но высшее призвание русского человека – воплощать христианский идеал, а христианство – вера не буржуйская…

Что же касается наших «американцев», то, при всех их похвальных качествах, из них, в трудные для страны времена гражданской войны как-то очень легко получались сепаратисты.

А накануне войны Великой Отечественной – этих самых «американцев» пришлось загоняя в колхозы, насильно заставлять служить общим интересам, потому что по своей воле они делать этого не хотели…

Вообще же, в православном государстве, каковым являлась и должна являться Россия – и хозяйственное устройство должно быть подчинено духовным, христианским, целям, а не безумному желанию любой ценой заработать побольше денег.

Ясно, что в столыпинское время землепользование было неэффективным, сделавшись тормозом для развития сельского хозяйства. Причина была в том, что к этому времени ухудшилось духовное состояние русского человека,  так что даже среди крестьянства возникла некая критическая масса тех, у кого не было уже «интереса» должным образом трудиться над своим участком земли, вкладывать в него свои силы и средства, зная, что этот участок вскоре придется уступать другим землепользователям. (Хотя, именно в этом один из главнейших рычагов общинного воспитания человека, формирующего его душу в православном, соборном, направлении).

Однако выходом из противоречия, возникшем между православным по духу общинным способом хозяйствования и крестьянином, утрачивающим православное мировосприятие – следовало бы искать вовсе не в разрушении общинного землепользования и замене христианской мотивации к труду – мотивацией, основанной на жадности и корысти. Выход был – в православном воспитании народа – в приведении его духовного состояния в соответствие с общинными формами жизни.

А для этого должна была возрасти роль церкви в жизни общества. Должно было измениться положение, возникшее во взаимоотношениях церкви и государства после «реформ» Петра I.

Все это, впрочем, не исключает того, что для духовного исцеления какого-нибудь лентяя или группы подобных лиц – вполне можно было бы учредить нечто вроде «столыпинской реформы», выделив данному индивиду для «исправительных работ» какой-нибудь хутор…

Но не для всей России…

 

(2008)

Опубликовано на сайте «Созидатель» 6.11.2012 г. под редакционным названием «Почему не пошла столыпинская реформа»

 

Поиск

Навигация

Ссылки

Подписка