Фестиваль «Дружба — 2012» своими глазами

В конце июня случилось побывать на ежегодном фестивале «Дружба – 2012», проводимом близ села Сеньковка Черниговской области, на стыке Украины, России и Белоруссии.

Когда добирались туда через пол-Украины – думалось о символичности этого места и ожидалось найти подтверждение того, что наше единство живо, несмотря ни на какие усилия разъединителей.

Одним из подтверждений этих усилий было и то, что этот фестиваль, проводившийся уже в 44-й раз и собирающий ежегодно около 100 тысяч гостей, не находит никакого отражения в центральных украинских СМИ, так что простой украинский гражданин узнать о нем может только случайно.

Как оказалось на месте, средоточием праздника является монумент Дружбы, возведенный в 1975-м году – высокое сооружение, развернутое к каждой из бывших союзных республик, а нынешних «независимых государств», в виде вытянутой ввысь раскрытой книги. К монументу подходят дороги от трех таможен, а несколько в стороне от монумента и от дорог – на огромной площади, заасфальтированной по кругу, — происходит сам праздник.

Однако то, что довелось увидеть дальше – существенно расходилось с теми представлениями, которые вызывало само название фестиваля у всякого, кому небезразлично славянское единство.

К празднику вся площадь была уставлена торговыми точками, превращаясь в круговую торговую улицу, разбитую на три сектора – русский, украинский и белорусский. Внутри этого торгового круга размещались всякие увеселения, а за кругом – «удобства».

Подавляющее большинство торговых точек презентовали пиво различных марок, к пиву предлагались шашлыки и прочие завлекательные продукты. Пивные и продуктовые точки были слегка разбавлены лавками, где можно было приобрести всякие поделки, флажки, одежду и прочее. Таким образом, собранный в честь славянского единства народ, в качестве «разминки», «для рывка» — многократно был пущен по этому «пивному кругу» выяснять, у кого из братьев-славян лучше пиво, дешевле шашлык и вкуснее прочая снедь – то есть, невзирая на петровский пост, братские славянские чувства надлежало проявлять, главным образом, в пивопотреблении и шашлыкоедении. Забегая наперед, замечу, что для подавляющего большинства собравшихся – этой-то «разминкой» все в общем-то и ограничилось. Просто, по мере увлечения «нагрузок», они переходили на все новые стадии «дружелюбия»… А ожидаемого «рывка» так и не произошло…

 Из увеселений – помимо возможности сфотографироваться на фоне выкрашенного в белый цвет юноши, нацепившего крылья и изображавшего из себя ангела, или другого юноши, выкрашенного в золотистый цвет и, с луком в руках, изображавшего амура, или разгуливавших в толпе дядек, ряженых в «Кутузова» и «Наполеона», помимо группы молодых людей, шествующих на огромных ходулях и похожих на инопланетян и т.д. и т.п., — особо запомнился ринг, на котором две девицы в купальниках дубасили друг дружку и кидали одна другую на помост, изображая «бои без правил». Правда, судя по тому, что ни луж крови, ни выцарапанных глаз на ринге зрители не увидели – «бои» были всего лишь «показательные». Не все, видимо, сразу – дело все-таки новое… Женщин на ринге сменяли мужчины…

По дороге от таможни до монумента выстроилось милицейское оцепление: ожидали официальных гостей и Патриарха. Сюда же подтянулась, пестря флагами, массовка из «Единой России», «Молодой гвардии» и прочих организаций.

Так как милицейское оцепление протянулось и от монумента на площадь, к размещенной на площади огромной сцене, то многие, желающие слышать выступающих и решившие, что выступать будут именно там, переместились поближе к этой сцене, возле которой возвышался и огромный экран. И, как оказалось впоследствии, просчитались, так как официальная часть была проведена возле монумента.

На площади же, где собралось подавляющее большинство гостей, выступающих у монумента не было слышно – из-за слабости динамиков и из-за того, что долетающие слова выступлений заглушались агрессивной музыкой, сопровождавшей «бои без правил» и прочие, разместившиеся на площади балаганы. На экране, во время выступлений, почему-то крутили запись из прошлых праздников, без звука. Пройти же в сторону монумента, поближе к выступающим, было невозможно из-за оцепления.

Поэтому те, кто хотели слышать, о чем говорил Патриарх, смогли об этом узнать только приехав домой, из Интернета. Как всегда, Патриархом были сказаны очень важные слова, о самом главном. И очень жаль, что большинство собравшихся слов этих не слышали.

Зато из площади, на расстоянии, — откуда, как известно, «видится большое» — хорошо была видна общая символика действа.

По сторонам от выступавших стояли одетые шахтерами и выкрашенные с ног до головы в черный цвет молодые люди, державшие в руках некие подобия молотов. Время от времени они этими молотами по чему-то ударяли — и вокруг монумента вырывались вверх несколько языков пламени. Вдобавок, откуда-то сыпались искры… Все это, по замыслу организаторов действа, должно было, наверное, как-то иллюстрировать речи выступающих, в том числе и Патриарха…

Еще, видимо тоже для иллюстрации выступлений, массовка одетых по-язычески юношей и девушек представляла возле монумента всякие «номера», синхронно дергаясь в такт какой-то звучащей музыке. Саму музыку с площади едва было слышно, но ритм ее угадывался по дерганьям.

После выступлений официальные гости проследовали на площадь, к той самой огромной сцене, где должен был даваться концерт. Концерт вполне соответствовал общему стилю праздника. В подборе номеров предпочтение отдавалось все тем же «языческим дерганьям». Просмотрев несколько номеров, Патриарх покинул «зрелище»…

После окончания фестиваля не давал покоя вопрос: все это содеяно было по простой глупости или по злому умыслу?

Может так вышло лишь потому, что готовившие «культурное сопровождение» праздника «массовики-затейники» никакой другой «культуры», кроме той, которую они представили, просто не знали, — но как-то так получилось, что именно им доверили все организовывать? Или все же – это было именно так и спланировано – по старой комсомольской «методе»: если что-то нельзя запретить, то его нужно возглавить и увести в нужную сторону?..

Конечно, в ходе праздника, «на межличностном уровне», при общении между представителями разных частей когда-то единого целого, наверняка было много полезного для укрепления нашего единства. Однако, «видимая на расстоянии» общая символика происходящего очень уж напоминала тот эпизод из пьесы-сказки Василия Шукшина «До третьих петухов», где черти, захватив монастырь и выгнав оттуда монахов, стали заправлять всей его жизнью, — и прежде, чтобы добиться такой своей цели, исполнили даже «культурную программу» с патриотическим уклоном…

Правда, еще были шарики… Во время выступлений, в небо над монументом выпущены были с трех сторон воздушные шарики, раскрашенные в цвета национальных флагов. Небо не подвело – и шарики, поднявшись ввысь, слились воедино, утратив на фоне неба свои «национальные различия» — и никто им в том не смог помешать…

                                                                                                                                                                        (2012).

 Впервые опубликовано на сайте «Голос совести» в июле 2012 г. — http://golossovesti.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8593:festival&catid=27:rossia-i-mir&Itemid=36

Поиск

Навигация

Ссылки

Подписка