VII. ВЕРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

 

ТВОРЕНИЕ.   Кто сделал так, что пчела, собирая на цветущей яблоне нектар (то есть, «решая» свои пчелиные «проблемы»), помогает тем самым яблоне произвести плоды?

Если бы всей жизнью руководила безразличная и безучастная эволюция, слепое стремление к развитию отдельно яблони и отдельно пчелы – то с какой бы стати пересеклись обособленные эволюционные процессы яблони и пчелы?        (2007).

 

 

***

 

ЭВОЛЮЦИЯ.   Если следовать теории эволюции, то наши потомки, — которые будут, наверное, передвигаться при помощи пропеллера за спиной и кнопки на животе, — найдя принадлежащие нашей цивилизации «останки» велосипедов, мотоциклов и автомобилей, могли бы утверждать, что автомобили произошли от велосипедов. Однако мы-то, сегодняшние, прекрасно знаем, что все это лишь различные виды транспортных средств, которые связаны наличием единого своего творца – в данном случае человека. (2007).

 

 

***

 

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ».         Причина неэстетичности человеческой физиологии не в том, что Господь – «плохой художник», а в том, чтобы оградить человека от слишком большой привязанности к тому временному сосуду, в котором помещена его душа.

Ведь человека, склонного обожествлять человеческое, устраивать всевозможные олимпиады и конкурсы красоты, не отрезвляет даже тот очевидный факт, что всякий непобедимый силач со временем неизбежно превратится в немощного старика, а любая красавица станет безобразной старухой. (2016).

 

 

***

 

«МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС» ОТ ЯКОБЫ ПРЕДКОВ.   Если обезьяна, по мнению дарвинистов, постепенно превратилась в человека, то остается невыясненным вопрос: с какой стати ей было совершенствоваться? Из трусости и жадности? Чтобы не быть съеденной другими и самой иметь возможность поживиться за счет других? То есть, вот чем мы, люди, отличаемся, по мнению дарвинистов, от наших якобы предков. И вот какие, стало быть, качества нужно нам культивировать, чтобы быть еще «совершеннее». Не удивительно, что на основе дарвинизма выросли идеологии с моральными установками именно такого рода.

На самом деле, для создания человеческого тела Господь воспользовался собственной «конструкторской идеей», которая прежде была опробована на других живых существах и признана для данного «проекта» самой удачной. (2007).

 

 

***

 

«ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ».   Если бы Господь изначально дал человеку крылья – человеку не было бы смысла впоследствии придумывать самолет, и вообще, проходить весь путь развития от изготовления каменных орудий до создания летательных аппаратов и далее… Если бы Господь наделил людей какой-нибудь шерстью – то мы, наверное, не имели бы сейчас ни домов, ни городов…

И в отдельной человеческой жизни повторяется обычно та же история: кто выходит на свою жизненную дорогу «голым» — без «крыльев», «колес», «крыши» и прочего, с одной только верой – тот, как правило, дальше продвигается в своем развитии. А куда именно продвигается – зависит от того, во что человек верит… (2009).

 

 

***

 

ГРЕХОПАДЕНИЕ.   Покусившись на плод древа познания добра и зла, наш прародитель, Адам, дерзнул на то, чтобы самому устанавливать нравственный закон, определять, что хорошо, а что – плохо, тогда как это право должно принадлежать тому, кто выше – Создателю мира, Господу Богу, — а не человеку – всего лишь одному из Божьих созданий.

Тем самым, Адам поступил эгоистично и, в конечном итоге, глупо и самоубийственно. В духовном смысле этот поступок очень напоминает образ действия современных защитников «прав человека».

Путь исправления испорченной первородным грехом человеческой природы указал Христос. Для своего исправления людям следует поступать противоположно греховному поступку Адама – то есть поступать неэгоистично: смиренно в духовной жизни и жертвенно в жизни телесной.

Заметим, что в отличие от согрешившего первого человека – низшего существа, дерзнувшего претендовать на высшие полномочия, принадлежащие Богу – Бог (Христос) принес Себя в жертву ради низших существ – людей. Тем самым, Он указал людям на спасительный для них путь поведения. (2010).

 

 

***

 

ВЕРА И ЗНАНИЕ.   Будучи в неразвитом состоянии, еще не осознав для себя Благость Отца Небесного и невозможность человеческой жизни без Бога, наша прародительница Ева, при подстрекательстве змия, проявила недоверие к Создателю. Сорвав плод от Древа познания добра и зла, она открыла эру собственного, без Бога, человеческого пути к знанию, чем навлекла на себя и на все человечество многие беды. Следовательно, до тех пор, пока человек не уяснил еще для себя невозможность жизни без Бога, знания приносят отдельным людям и всему человечеству гораздо больше вреда, чем пользы.

Кстати, процесс человеческого исцеления происходит обратным образом. Человек, разочаровавшись в безбожном и бессмысленном приобретении знаний и осознав ложность этого пути, отказывается от надежд на знание и начинает духовное движение к Богу, опираясь при этом на веру (то есть на доверие к своему Создателю). С этих пор процесс познания происходит у него при сопроводительстве Бога (по принципу: «это тебе еще вредно, а это тебе уже можно»). При этом, познавая, человек руководствуется Божьим Замыслом и процесс познания подчинен у него цели принести благо всему человечеству, а не одному себе.       (2010).

 

 

***

 

«ТРУДОТЕРАПИЯ». Согрешившему человеку Господь назначил «трудотерапию» («В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят…» (Быт 3 19)).

Труд лишает человека досуга, который человек, в греховном своем состоянии, неспособен употреблять во благо, а использует обычно себе во вред.

От труда освобождаются только дети, которые еще неспособны к совершению большей части из «практикуемого» человеком «набора» грехов, и старики, — которые уже к этому неспособны.

Кстати, в этой связи становится понятней кажущаяся «несправедливой» судьба того поколения советских людей, чья старость припала на послесоветское время, — многие из которых, вместо заслуженного ими материального благополучия, вынуждены на склоне лет «бороться за существование». Ведь можно только представить, какие свирепые демоны способны поселиться в душе какого-нибудь материально обеспеченного безбожника «коммунистической закалки» незадолго до его смерти… (2001).

 

 

***

 

ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКОНОМИКА. Богоугодная экономическая система должна основываться на главном постулате – о том, что надо прежде всего искать Царства Божьего, а остальное приложится.

Она должна быть построена на справедливом совместном труде во имя богоугодных целей.

Не ради умножения денег или наполнения избранного индивидуального «брюха» — как при капитализме; и даже не ради наполнения «всенародного брюха» — как при социализме, — что лучше, но все равно недостаточно.

А ради спасительного для человека труда, облагороженного благой целью. (2016).

 

 

***

 

ПАДШИЕ «АНГЕЛЫ». Из тех, кто в человеческой жизни мнят себя ангелами, не нуждающимися в трудах по обслуживанию телесной своей оболочки и в прочих заботах, спасительных для испорченной человеческой природы, — очень часто получаются «падшие ангелы». (2010).

 

 

***

 

КАИН И АВЕЛЬ.   Господь Бог предпочел дар пастуха (животновода) Авеля дару земледельца Каина, несмотря на то, что Каин, по человеческим понятиям, изначально был в выигрышном, казалось бы, положении.

Ведь если полагать человеческой добродетелью труд, то животновод (в те времена – пастух), в сравнении с земледельцем — настоящий бездельник.

К тому же, земледельческий труд, в отличие от пастушеского, не связан с необходимостью убивать живые существа…

История Каина и Авеля свидетельствует о том, что все человеческие достижения и преимущества – ничто перед Богом, и что волю Божью, какой бы она ни была, следует принимать со смирением.

Нечто подобное мы встречаем и в Новом Завете, в рассказанной Христом притче о мытаре и фарисее, повествующей о том, как Бог предпочел грешного, но кающегося мытаря гордящемуся фарисею, который, казалось бы, выполнил все формальные условия для того, чтобы обеспечить себе предпочтительное отношение со стороны Господа.

Впрочем, возвращаясь к истории Каина и Авеля, стоит заметить, что в самом образе жизни земледельца есть некоторая предрасположенность к тому, как поступил Каин.

Земледелец, как правило, меньше уповает на Бога, не желая уподобляться «птицам небесным», которые «не сеют, не жнут», а избирает более надежное поприще и добивается всего сам. Земледелец – в большей степени рационалист. Он старается себя застраховать и получить гарантированный доход. Чтобы вырастить урожай, нужно предусмотреть и просчитать множество мелочей. В каком-то смысле он берет на себя роль Бога.

Привычный земледельцу стиль поведения – расчет на то, чтобы все предусмотрев, получить желаемое – проявился и в библейской истории. Каин принес жертву Богу, и рассчитывает на «отдачу» от Господа, — не получив которой, совершает богопротивный поступок.

За свое нежелание всецело доверяться Богу земледелец вынужден платить несвободой. Весь его образ жизни – от бытовых поступков до мировоззрения – полностью подчинен добыванию «хлеба насущного». Он живет так, как удобнее и полезнее для выращиваемых им растений. Взгляд его больше обращен к земле – и обращается к небу только в надежде на дождь, питающий его растения. От людей «земледельческого» духовного склада, вероятно, произошли ученые, тогда как «духовными наследниками» первобытных пастухов – стали поэты.           (1999).

 

 

***

 

ОРУДИЕ ВРАЗУМЛЕНИЯ.   Для того чтобы регулировать дела человеческие, Господу достаточно даже одних только метеорологических средств.

Вспомним, какую роль сыграло простое понижение температуры воздуха («в нужном месте в нужное время») в изгнании из российских пределов полчищ Наполеона и Гитлера.

Суровые климатические условия дают человеку ощущение его незащищенности в этом мире, понимание того, что без Бога он – мало что может. Например, условия Русского Севера, с его «скудной природой», наилучшим образом благоприятствуют установлению отношений между людьми, при которых, как писал Высоцкий: «Воронье нам не выклюет глаз из глазниц – потому что не водится здесь воронья». (Понятно, что одних лишь климатических условий для исправления человеческой природы, конечно же, недостаточно. Страстям человеческим ничего не стоит пробраться на какую-нибудь Аляску, устроив там «золотую лихорадку»).

С другой стороны, комфортные климатические условия той или иной местности могут способствовать развитию у проживающих на ней людей самомнения и гордыни, убежденности в том, что они могут обойтись и без Бога. К тому же, подобные условия, как правило, привлекают в любое такое «место под солнцем» множество тех, кто ищут, прежде всего, большего комфорта для тела, создавая при этом опасную для природной среды концентрацию населения, производства и всевозможных продуктов человеческой деятельности.

Для разрушительного урагана, тайфуна, цунами и тому подобных стихийных бедствий, которые с «воспитательной» целью обрушиваются на ту или иную обитаемую человеками часть суши, предупреждая человечество об угрожающих ему неизмеримо бОльших бедах, — достаточно резкого повышения температуры в одном каком-нибудь месте, вызывающего неравномерность в атмосферном давлении, в результате чего воздушные массы на большой скорости устремляются из одного места земной поверхности в другое, производя упомянутые разрушения.

При этом важно понимать, что Бог не наказывает, а, вразумляя, спасает – человек же, не слушаясь вразумлений, в конце концов, наказывает себя сам.

Своим поведением, ненасытным стремлением ко все большему производству ради большего потребления, нежеланием отказаться от привычных благ, для получения которых разрушается среда обитания, — человек вполне способен подготовить для самого себя еще один «всемирный потоп», могущий стать следствием, опять же, всего лишь повышения температуры, из-за которого начнется таяние ледников на планете, влекущее за собой повышение уровня Мирового океана. (2007).

 

 

***

 

О НЕПОСТИЖИМОМ.   Святые отцы говорят, что бесы могут являться человеку под разными личинами. Нам это кажется удивительным. Но точно также, наверное, удивительно для животных, когда один и тот же человек является перед ними в разных одеждах.   (2009).

 

 

***

 

ГАГАРИН И БОГ.     Показателен тот уровень «аргументации», который использовали при социализме для разговора с народом: дескать, «Гагарин на ракете на небо летал, но никакого Бога не видел»… А ведь все наши полеты в космос — то же самое, как если бы собака, привязанная на цепь, решила бы вдруг взобраться на свою будку. Конечно, и она, и все покорители космоса, и, вместе с ними, «все прогрессивное человечество» — существенно раздвинули свои горизонты, — однако при чем тут Бог?.. (2004).

 

 

***

 

ВЕРА ХРУЩЕВА.   Хрущев не верил в Бога и подвергал гонениям церковь. Но вместо этого он верил в кукурузу…     (2009).

 

 

***

 

МАТЕРИАЛИСТЫ.   Люди с материалистическим типом сознания творить не способны – они могут лишь разрушать: им доступно лишь бесконечно делить на части мертвую материю или расчленять живое, кажущееся им мертвым… (2007).

 

 

***

 

ЖИВОЕ И МЕРТВОЕ.   Неверующий человек развивается лишь под влиянием внешних обстоятельств. Если же внешние обстоятельства на него не влияют или перестали на него влиять – он лежит «мертвым грузом» как деревянная чурка на морском берегу и потихоньку разлагается, ожидая «с моря погоды» — то есть пока какая-нибудь волна не подхватит его и куда-нибудь не понесет.

Верующий же человек, в главной своей сути, живет и развивается независимо от «моря» и от «погоды»; оказавшись же на волнах – он способен плыть и против течения. (2010).

 

 

***

 

О «ПРОГРЕССЕ» НАУКИ.   Вместо картины мира, представленной в христианстве (и вместо вытекающего из нее знания о человеке, и соответствующих требований к нему) – «европейское человечество», со временем, взяло на вооружение другие «теории» (вроде тех, в которых во главу угла ставятся экономические интересы – то есть проблемы наполнения желудков (марксизм и прочие), и вплоть до фрейдизма, ставящего в «центр мироздания» половую сферу человека и ее запросы). Однако, несмотря на восторги, сопровождающие этот «прогресс» науки, весь этот «прогресс» свидетельствует не столько о приближении к истине, сколько о духовном состоянии самого «человечества», о том, что оно в данный момент считает для себя самым важным…

Многое зависит и от того, что представителям ученого мира все больше приходится нести свои теории на «базар» и зависеть в своих выводах от его конъюнктуры.       (2004).

 

 

***

 

ГОРЕ ОТ УМА.         Носители безрелигиозного сознания, воспитанные на идеях Эпохи Просвещения, в советском их варианте, без устали пишут трактаты и изобретают все более сложные концепции, пытаясь достучаться изощренной своей аналитикой до разума неразумных своих соотечественников, дабы побудить их свернуть с того гибельного пути, по которому те идут.

Однако в усилиях своих как правило не учитывают важное обстоятельство: люди, в большинстве своем, поступают так как они поступают вовсе не потому, что не знают истину, а потому, что не желают ее знать. У каждого из этих людей – своя «истина», — дающая санкцию своему обладателю на наиболее выгодные для него поступки и, заодно, рисующая этого своего обладателя в угодном для него свете. И мало кого смущает то, что его «истина» противоречит «истинам» других людей. Заставить же признать единую для всех истину – для подавляющего большинства малолицеприятную и побуждающую поступать наперекор многим своим желаниям – может только религия. Для этого нужна вера – искренняя убежденность, уверенность в том, что существует реальность, которая неизмеримо выше и важнее наших индивидуальных желаний и которая имеет отношение к каждому человеку, так что ему никуда от нее не уйти.

Вдобавок, эта вера доступна каждому – даже не имеющему опыта ребенку и не знающей грамоты старушке. Тогда как многоумные и бессильные концепции доступны только немногим – наиболее «продвинутым», избранным, — питая их гордыню. То есть выполняя для них ту же примерно роль, какую выполняют «карманные истины» для остальных смертных, упорно не желающих внимать «голосу разума» от «продвинутых» аналитиков. (2013).

 

 

***

 

«УМНЫЕ».   Гоголь, в «Выбранных местах из переписки с друзьями» писал, что человек ХIХ века ставит превыше всего развитие своего ума и более всего обижается, если ему отказывают в признании его умственных способностей.

Это очень верно подмечено и в еще большей степени справедливо по отношению к веку нынешнему. Стоит еще добавить, что те, кто уповают на свой ум и желают его прибавления, в стремлении достичь этого чаще всего «заходят не с того боку».

Ведь ум – это не более чем инструмент, обслуживающий духовное содержание каждого человека. Так что если отсутствует духовное содержание – то нет и ума. А те направления, по которым обычно развиваются уповающие на ум люди, ведут, как правило, недалеко, ограничиваясь стремлением к приобретению материальных благ. Человек останавливается в своем внутреннем развитии – и со временем останавливается в своем развитии ум, так как для него не остается работы.

Правда, прежде этого, при бедном внутреннем содержании человека, его ум прекрасно справляется с небольшим объемом работы – и человеку кажется, что он все понимает и, вообще, очень умный.   (2008).

 

 

***

 

СТАРЧЕСКОЕ СЛАБОУМИЕ.   Старческое слабоумие, которому, в числе прочих, бывали подвержены в старости и «величайшие умы человечества», происходит от ощущения бессмысленности жизни, которое обнаруживается к старости у всех неверующих людей, после того как неверующий человек перестает увлекаться сменяющими друг друга иллюзиями. Неверующий человек, к старости, теряет интерес к жизни, в результате чего его ум отказывается производить бессмысленные операции – и потому постепенно «выходит из строя».

У верующих же людей, к старости и с приближением к смерти – «моменту истины» для верующ5его человека – духовная напряженность усиливается, и умственные способности лишь улучшаются. (2009).

 

 

***

 

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ.   Реальность жизни небесной ощущают, прежде всего, те, для кого становится ясной бессмысленность всех устремлений и упований, ограниченных жизнью земной. (2010).

 

 

***

 

ОБ ОГРАНИЧЕННОСТИ КРУГОЗОРА.   Современный человек привык руководствоваться в своей жизни тем, что ему вовсе не хочется поступать в соответствии с ограничивающими его желания христианскими требованиями. Но если бы он сознавал себя частью обширного человеческого сообщества – частью своего народа и всего человечества (что является неопровержимой истиной), – то для него стало бы очевидным, что христианское поведение каждого человека – единственно правильный и спасительный образ действия, необходимый для благоденствия и самого существования человечества. (2009).

 

 

***

 

ГЛАВНОЕ.     Главное то, каков идеал. Чего хочет, в конечном итоге, человек или народ. У христиан это – спасение души. (2016).

 

 

***

 

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ.   Цель человеческого существования – в поиске смысла жизни — и в совершенствовании и развитии в соответствии с найденным смыслом.

И любит человек именно то, что подтягивает его к найденному идеалу.

На истинный же идеал указывает так называемая «слепая материнская любовь», — являющаяся жертвенным служением – то есть подлинным смыслом жизни, который, в данном случае, женщине не нужно искать, так как он изначально дается ей Богом.     (2010).

 

 

***

 

ЛЮДИ И БОГ.           Одним – в соответствии с их поступками – хочется, чтобы Бог был; другим – по той же причине – нужно, чтобы Бога не было.      (2004).

 

 

***

 

СПОСОБ ВОЗВЫШЕНИЯ.   Когда человек желает себя возвысить, то обращает внимание на окружающих его плохих людей, выискивает грехи и несовершенства у ближних.

Когда же желает искоренить собственные грехи и недостатки, то ищет людей хороших или выделяет у ближних достойные качества. (2004).

 

 

***

 

КРИТИКУЮЩИЕ.   Когда представители разных политических сил предъявляют властям или друг другу претензии «морального свойства», — то отталкиваются при этом, хотя и чаще всего сами того не сознавая, от христианских идеалов. То есть, фактически, они критикуют оппонентов (в том числе и дореволюционные социалисты и революционеры, считавшие себя атеистами – дореволюционную российскую власть, считавшую себя православной) – за те или иные отступления от христианских заповедей.

Правда, при всей справедливости их критики, они, не будучи христианами, не выполняют главного, в подобных случаях, требования христианства к человеку – критиковать и исправлять, прежде всего, самого себя. (2009).

 

 

***

 

КРЕЩЕНЫЕ НАРОДЫ И ИХ ЦЕЛИ.   Когда в наши дни народы, когда-то принявшие христианство, оценивают свои внешнеполитические поступки, то, как правило, пытаются доказать (часто даже искажая ради этого действительные факты), что поступили они честно, праведно, справедливо… Точно так же склонны поступать в обыденной жизни и отдельные люди, представители этих народов. Так происходит даже тогда, когда эти народы (и их отдельные представители) давно уже успели забыть о своем когда-то крещении…

При этом, в определении того, что подразумевается под праведным образом действия, руководствуются, по сути, тем представлением о добре и зле, которое получено человечеством от Христа. Стало быть, и эти народы, и их отдельные представители — хотели бы, чтобы их поступки воспринимались именно так… И получается, что подлинной целью развития этих народов и их представителей, — даже если сегодня они этого не сознают и считают, что живут «просто так», без цели, — является достижение христианского идеала. То есть, они готовы облачиться в христианские добродетели, однако не готовы к приложению усилий, необходимых для их приобретения.

Декларативный же отказ «крещеного народа» (как и отдельного крещеного человека) от намерения следовать христианским идеалам — то, к чему сегодня вплотную подошли многие народы Запада – есть официальный переход народа в то состояние, о котором Достоевский, устами своего персонажа, в свое время сказал, что если Бога нет, то все позволено…

То, к чему может прийти и что может натворить блуждающий в истории народ, не желающий знать Бога, – нам уже известно по опыту коммунистической России и по опыту фашистской Германии… (2009).

 

 

***

 

ДУХОВНОЕ ПРОЗРЕНИЕ.   К духовным прозрениям — пониманию настоящего и предвидению будущего (то есть пророчествам) – по-настоящему способны святые люди, очистившие себя борьбой с собственными грехами и приобретшие опытность. Благодаря этой опытности они обладают способностью не только оценить духовное состояние другого человека, характер его греховности, степень его подверженности грехам и неустойчивости перед соблазнами, но и будущее этого человека, если он не будет бороться со своей греховностью, «сюжет» той жизненной трагедии, в которой ему предстоит сыграть главную роль, другими словами – ту «наклонную плоскость» из соблазнов и грехопадений, по которой повлечет его дьявол, прежде чем свалить в пропасть.

Пророки способны предугадывать будущность не только отдельных людей, но и целых народов, зная их нынешнее греховное состояние, способность сопротивляться соблазнам и те обстоятельства, в которых этим народам приходится жить. Кстати, к пророчествам были способны и многие лучшие наши писатели, которые жили насыщенной духовной жизнью, пребывали в духовном борении и, по себе, знали многое о других людях и о целом народе.

Что же касается тех, кому в нынешнем западном мире принято доверять свои души – психологов и им подобных, — то они ни к духовному целительству, ни к пророчествам, как правило, не способны. Не будучи, в большинстве своем, христианами, они не борются со своими грехами, не воспринимают свои поступки греховными, и потому не реагируют на них болезненно, — хотя именно такая реакция вызывает в человеке усиленную духовную работу и, в конечном итоге, дает ему духовную опытность. Они способны лишь, прикладывая готовые схемы к нынешнему падкому на соблазны человеку, многократно его «разводить» в своих корыстных целях.      (2008).

 

 

***

 

«РУКОТВОРНАЯ» ВЕРА.   Верующий человек прекрасен и непобедим. Но вера его должна быть выше человека, а не изготовлена им самим. Иначе он, со временем, разочаруется в своей вере.

Например, верующие в свою идею коммунисты всех победили, много всего настроили, а после, разочаровавшись в своей вере, отдали свои завоевания «за ломаный грош». (2010).

 

 

***

 

ЦЕРКОВЬ.   В Церкви мы приобщаемся к Богу, — и через Него связываемся воедино и с древним Ханааном, куда когда-то переселился наш праотец Авраам, и с миром, в котором жили ветхозаветные пророки, и с народами Древнего Рима, слышавшими Слово Божье из уст самого Спасителя, и с Византией, где учили святые отцы нашей Церкви, и с современниками Сергия Радонежского, и с нашими соотечественниками, жившими накануне падения православной Русской державы, и с теми, кто мученически испытал на себе гонения на веру в советские годы… – и духовно обогащаемся опытом этих миров и эпох.

Без Церкви же — мы всего лишь разрозненные атомы, на протяжении своих скоротечных жизней вступающие друг с другом в товарно-денежные, производственные, юридические, сексуальные и прочие отношения… (2011).

 

 

***

 

ПРАВОСЛАВИЕ И ИНОВЕРИЕ.   Мы, православные, обладаем истинной верой, замутненной кое-где ложными представлениями, привнесенными нашей греховностью.

У других – ложные верования, с проблесками истинного.           (2008).

 

 

***

 

СЕКТЫ.   Всякая секта, по своей природе, похожа на вирус. На защиту от этого вируса расходуются силы организма. Как вирус поселяется в организме вовсе не для того, чтобы улучшить его жизнедеятельность (напротив, развиваясь, вирус все больше подтачивает организм и, если побеждает, организм гибнет), — точно также и секте вовсе нет дела до всего народа: она не собирается брать на себя ответственность за его судьбу, а претендует лишь на то, чтобы питаться его соками. Для народа результатом деятельности секты, — как и результатом воздействия вируса на организм, — может быть лишь распад и погибель.            (2006).

 

 

***

 

ТЕХНОЛОГИЯ СМУТЫ.   Смута в церковную жизнь вносится, когда какой-нибудь частный, второстепенный вопрос намеренно ставится во главу угла, заслоняя собою (или даже отменяя) вопросы более важные.

Или – когда попирается принцип постепенности духовного становления церковного народа, и когда верующим, нарушая последовательность, подбрасываются для немедленного решения вопросы, которые они неспособны пока осилить. Это случается чаще всего тогда, когда развитие ума опережает духовное возрастание. Когда прыткий и безответственный ум тревожит и смущает душу картинами достигнутых совершенств и «идеального решения» тех или иных вопросов, для чего недостает пока душевных сил, — внося тем самым разлад. Те, кто поддаются таким искушениям – обнаруживают свое нетерпеливое желание сразу решить все вопросы, — очень напоминающее претензию на то, чтобы «быть как боги», то есть подверженность тому же соблазну, против которого в свое время не устояла наша прародительница Ева.      (2008).

 

 

***

 

ВИРУСЫ.       Все, взявшиеся неизвестно откуда, инициативы, требующие причисления к лику святых Грозного и Распутина, очень напоминают компьютерные вирусы, запускаемые с целью добиться сбоя в работе программ. Все эти «вирусы» призваны сбить как можно больше народа с пути к спасительному для него православию. А в идее прославления Распутина явно ощущается злая реакция на прославление царской семьи. Вы, мол, прославили царственных страстотерпцев – так извольте теперь прославить Распутина. Они ведь были заодно…

Весь расчет недалеких «технологов» строится на том, что церковь поддастся на их провокацию – и они, на следующий день после того, выставят на всеобщее обозрение Грозного и Распутина во всей их «красе» — для наглядной иллюстрации: «Вот оно ваше православие!»

Впрочем, уже само обсуждение этой темы в церковной среде делает свою работу, давая повод для внесения раскола в и без того тощие наши приходы, состоящие иногда из нескольких бабушек, посещающих храм для поправления здоровья и обмена местными новостями…

Все усложняется тем, что помимо злонамеренных, к делу подключилось множество искренних энтузиастов, желающих восстановить в этом вопросе человеческую справедливость и забывающих о том, что в конечном итоге Бог все рассудит. Они взялись за исправление допущенных несправедливостей с таким исключительным рвением, будто им, для спасения души, недостаточно тех святых, которых уже прославила наша церковь…

Способ проникновения подобных «вирусов» в здоровый «организм» довольно прост: в рамках тиражируемой ими извращенной логики все спасительное для нас доводится до абсурда – и те из православных, кто, на бегу и не рассуждая, побежав на спасительное и не распознав абсурда, заглатывают подсунутую приманку, становятся добровольными разносчиками «вируса». (2013).

 

 

***

 

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ «ПЕРЕЖИТКИ».   Качественное отличие дарованного нам Христом Нового Завета от Завета Ветхого – в том, что это новая ступенька в становлении человека, когда главное, сущность, поставлено выше формального. Согласно истине, открытой людям в Новом Завете, спасительной для человека является, прежде всего, любовь – к Богу и к ближнему. В Новом Завете эта спасительная любовь не только предпочитается, но даже противопоставляется формальному исполнению «правильных» действий, к чему были склонны противники Христа – фарисеи.

С тех пор все сектанты отличаются именно тем, что, по-прежнему, не могут отличить главного от второстепенного и цепляются за формальное, жертвуя для этого главным.

Эта черта характерна как для представителей многочисленных протестантских церквей, так и для наших старообрядцев. Все они цепляются за «букву» уже в Новом Завете (или за какую-нибудь традицию в предании), — руководствуясь при этом Новым Заветом так, будто это еще один «ветхий завет», только новее по времени. И жертвуют ради этого любовью к Богу и любовью к ближнему – тем смирением и единением в Боге, которое нужно сохранять прежде всего.       (2008).

 

 

***

 

ПРОТИВ ПРОТЕСТАНТОВ.   Протестантизм в свое время возник, когда внешний авторитет, авторитет католической церкви, был заменен авторитетом произвольным (кстати, протестанты поступили с тогдашней своей, католической, церковью, точно также, как и католики прежде поступили с единой Церковью Христовой). Все это, в конце концов, приведет (и во многом уже привело) к тому, что каждый человек в качестве высшего авторитета станет почитать самого себя. Протестантское мировоззрение способствует развитию у человека духовной лени и самодовольства, и потакает нелучшим человеческим свойствам. Протестантизм несомненно ответственен за возникновение германского фашизма.

Казалось бы, ту или иную христианскую ветвь можно воспринимать не как отступничество, а всего лишь как путь к цели, которая, вроде бы, у всех одна. Казалось бы, все смотрят на одно и то же – с разных точек, идут к одному и тому же – разными путями: кто — прямо, кто – путями окольными, а кто – ища себе всевозможных послаблений… Однако, к сожалению, у своевольников – и цели, на самом деле, ложные, — ради которых они и дерзают попирать своим произволом Истину, важнейшим требованием Которой является единение во Христе. Ведь, если примешивают к Истине свое – значит и Истина им: либо, по грехам их, непонятна, либо – неугодна. (1995).

 

 

***

 

СВОЯ МОЛИТВА.    Сектанты часто выставляют в качестве великого преимущества их веры – то, что у них молятся только своими словами. Тут проявляется своеволие греховного человека, которому его первобытное духовное поползновение предлагают соотнести со словами святых людей, и тем самым приобщиться к тому уровню приближения к Богу, который необходим для спасения души и для того, чтобы становиться на путь обновления прежней «ветхой» жизни. А он, этот греховный человек, в «правозащитном» своем упорстве, замешанном на гордыне, требует предоставить ему право быть таким, каков он есть, во всем «расцвете» своей непуганой греховности. (2015).

 

 

***

 

«ОДИНАКОВЫЕ МОЛИТВЫ».       Чтение православными одинаковых молитв (созданных святыми отцами), — за что их критикуют протестантские сектанты, — способствует соборности церковного народа. (2016).

 

 

***

 

«УДОБНАЯ РЕЛИГИЯ».   Профессор А.С.Будилович, в своей речи, посвященной единству русского народа, которую он произнес в 1907-м году, упоминает о «навязанной многим южнорусским батракам их хозяевами немцами штунде»[1].

Если учесть, что сегодня, почти сто лет спустя, чуть ли не главной добродетелью наших штундистов считается то, что они водки не пьют – то становится понятным: в то время для немецких колонистов навязывание штунды своим батракам – было не только бескорыстным миссионерством… (2005).

 

 

***

 

ВЕРУЮЩИЕ И «ЗНАЮЩИЕ».   В нынешние «демократические» времена в православие у нас идут либо самые «простые», смиренные, люди, — не полагающиеся на свои ум и знания, и руководствующиеся в своем духовном выборе доверием к предкам, которые были православными, — либо те, кто знают очень много – и дошли в своем познании мира до той стадии, что могли бы повторить вслед за величайшим философом античности, Платоном: «Я знаю то, что ничего не знаю». Эта, вершинная, стадия человеческого познания также предполагает способность к вере.

Все, кто находятся на промежуточных стадиях познания и полагают, что они «знают все» или «могут знать все» — пополняют обычно ряды всякого рода протестантов. (2008).

 

 

***

 

«ОБРАЗОВАНЩИНА» И ПРОТЕСТАНТИЗМ.   Протестантизм на Руси легче всего находит себе дорогу среди представителей того социального слоя, который Солженицын обозвал «образованщиной».

Тут приходится иметь дело с кажущимся противоречием. Ведь, с одной стороны, в наших условиях в протестанты поступают люди, недостаточно знакомые с христианской историей, знание которой разбило бы в пух и в прах их антиправославные убеждения. С другой стороны, наши протестанты – это очень часто обитатели различных научных, культурных и административных учреждений, и, по своему образовательному уровню намного превосходят малограмотных православных бабушек. Однако, при всем этом, для них удивительным образом оказывается недоступным то, что понятно упомянутым бабушкам, которые знанием христианской истории тоже, конечно, не блещут.

Разгадка же противоречия в том, что «образованщина» — это тот социальный слой, представители которого используют свои знания не на поиск истины, а для получения всевозможных выгод. Поэтому и в религии они ищут для себя наиболее выгодных и комфортных, земных, по своей сути, путей, которые уводят их от истины. (2007).

 

 

***

 

ПРОТЕСТАНТЫ В РОССИИ.   Обосновавшиеся на пространстве исторической России протестанты (баптисты, адвентисты, пятидесятники и прочие) являются представителями западной цивилизации, для которой «последние времена» уже на пороге и в которой все, что связано с Богом, вытеснено уже из всех сфер человеческого бытия. Ни в чем на Западе – ни в политике, ни в культуре, ни в устройстве тамошней жизни, ни даже в церкви (прежде католической, теперь же, наряду с католической, — разных протестантских направлений) – не осталось уже ни отблеска Божественного Присутствия, ни поиска Божественного Смысла и Божественной Правды. Все это, заполонившись низостью человеческих устремлений, выхолостилось, выродилось и подчинилось дьяволу. А потому – из всего, что западный человек видит вокруг себя и с чем ему приходится соприкасаться – едва ли не единственным авторитетным источником, говорящим ему о Боге, является для него Библия.

Тютчев, еще в 1834-м году, о западном христианстве написал так:

 

Я лютеран люблю богослужение,

Обряд их строгий, важный и простой –

Сих голых стен, сей храмины пустой

Понятно мне высокое учение.

 

Не видите ль? Собравшися в дорогу,

В последний раз вам Вера предстоит:

Еще она не перешла порогу,

Но дом ее уж пуст и гол стоит, —

 

Еще она не перешла порогу,

Еще на ней не затворилась дверь…

Но час настал, пробил… Молитесь Богу,

В последний раз вы молитесь теперь.

 

Если же говорить о нашей цивилизации, то у нас Божественная Сущность все еще продолжает проявляться и в церкви, и в лучших созданиях нашей, христианской по своему происхождению и по своим идеалам, культуры, и даже, частично, в нашем до недавнего времени патерналистского типа государстве, построенном по принципу семьи, «по милости» которого многое у нас, в условиях прежнего тотального контроля, поневоле сохранилось от разложения. И потому, действуя на нашей земле и руководствуясь при этом сформированными на Западе и заимствованными оттуда представлениями, — наши доморощенные протестанты объективно разрушают наш все еще Божий мир и приближают у нас «последние времена». Конечно, перефразируя евангельские слова о том, что «…Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым он предается» (Лк 22, 22), — и мы, если не перестроим свою жизнь в соответствии с христианскими требованиями, не избежим разложения и падения. Однако мало чести тем, кто все это приближает.

Подобный образ действия для протестантов неслучаен. Сам стиль поведения протестантов по отношению к ближнему порочен в своем основании и имеет мало общего с христианскими принципами. Вспомним, что история протестантизма началась в свое время на Западе с того, что те, кто стали впоследствии протестантами, сами решили наказать католиков за их действительные прегрешения, — то есть, применив к согрешившим мерку мирского законничества, вместо того, чтобы предоставить наказание Господу.

Осуждение ближнего, к которому питают склонность протестанты, санкционирует, в конечном итоге, всевозможные послабления для самих осуждающих. Подтверждением является то, как ведут себя протестанты у нас. На нашей земле они, называя себя христианами, несут облегченную ношу, освобождая себя от обязанностей за судьбу русской земли. Они оправдывают себя тем, что в нашей церкви обряды будто бы неправильны и священники будто бы неправедны, — и потому считают себя вправе огульно отвергать всю православную традицию, противопоставляя ей собственную самозваную традицию, представляющую собой не более чем пародию на христианство.

Плоды их активности, безусловно, гибельны для христианства. Ведь если бы им удалось добиться своего, и они заняли бы место православных на Руси, то будущие поколения русских христиан ничего бы не узнали о двухтысячелетней православной истории, о мучениках и святых, которые своими подвигами свидетельствовали о Христе на протяжении этих двух тысяч лет. Этим будущим поколениям протестанты передали бы память лишь о своих корпоративных «святых» (чтобы не сказать – «знаменитостях» или «передовиках», — ведь даже святых, почитание которых всегда столь много значило на Святой Руси, протестанты не признают). (2002).

 

 

***

 

СПАСЕНИЕ.   Наши протестанты (баптисты и прочие) часто оправдывают свой религиозный выбор тем, что в рамках традиционной православной церкви они не нашли спасения. Тогда как «церковь», которую они сейчас посещают, помогла им справиться с одолевавшими их проблемами и начать новую жизнь.

А между тем, спасение они могли бы найти и в православии. Просто в православии содержится спасение для всего нашего народа, на протяжении всего его исторического пути, пройденного уже и настоящего. Ведь спасение отдельной души не может строиться на обособлении или отторжении от этого пути, — попирая заповеди о любви к ближнему (Мф 22 37-40) и о почитании родителей (то есть прежних поколений). Тогда как сегодняшний конкретный человек, по обстоятельствам нашей новейшей истории оказавшись вне того русла, по которому течет река русской жизни, не всегда способен найти в обширном море православия то, что может ему помочь в данную минуту. И потому нередко обращает свой взор на какую-нибудь секту, чаще всего из привозных, где берутся излечить его духовные болячки, как правило занесенные к нам извне, которые подбрасывает ему наша больная эпоха и которые требуют иногда безотлагательного вмешательства. Однако для других людей, в другой ситуации, в другую эпоху – те акценты, на которые делает упор данная секта или религиозная организация, становятся уже неактуальными, уже не способны спасать от новых болячек, подброшенных новым временем, и люди бросаются  за спасением к какой-нибудь новой секте. Потом и эта секта перестает «спасать»…

Приблизительно так же происходило в свое время на Западе, когда секты и «церкви», успешно решающие какую-то одну распространенную проблему, оказывались несостоятельными перед проблемой следующей, из-за чего народ к этим «церквям» охладевал и искал других. И потому число этих «церквей» стремительно множилось…

В православии же наш человек может найти все, в чем нуждается. Просто надо искать… (2006).

 

 

***

 

ПРАВОСЛАВИЕ И ПРОТЕСТАНТИЗМ: ЛИНИЯ РАСКОЛА.   Чтобы разрешить спор между православием и протестантизмом, нужно, не отвлекаясь на богословские состязания, обратить внимание, прежде всего, на то, какие духовные плоды приносит следование по этим двум путям к обретению Христовой истины. Для этого нужно обратиться к двум важнейшим заповедям, к которым, по сути, сводятся все десять Заповедей Божиих: в первой из них содержится призыв «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», а во второй – «возлюбить ближнего как самого себя» (Матф. 22, 37-40). В соответствии с первой из этих заповедей угодным Богу человеческим качеством является смирение (противоположное ему – гордыня), а в соответствии со второй – жертвенность (противоположное ему – эгоизм).

Именно эти качества – смирение и жертвенность – отличают православных от протестантов; и именно большей гордыней и индивидуализмом (происходящим от эгоизма) отличаются протестанты от православных.

Именно большая степень смирения православных и больший уклон протестантов к гордыне – лежат и в основе тех богослужебных отличий, которые разделяют сегодня православных и протестантов… Это проявляется в невосприятии протестантами православного почитания икон, Богоматери, святых…

Тут можно вспомнить и всегдашние претензии протестантов к православным священникам, которые не всегда являют собой образцы праведности – тогда как протестанту, чтобы смиряться перед пастырем, непременно нужно, чтобы он обладал всеми человеческими совершенствами и незапятнанной репутацией.

Можно вспомнить и то, что православные привыкли в большей степени доверяться тому, что они слышат в церкви, принимая на веру и то, что им непонятно (ведь и богослужение в православных храмах ведется на недостаточно понятном сегодня для значительного числа прихожан церковнославянском языке), — тогда как протестанты предпочитают во всем сверяться с Библией, которую они толкуют по своему разумению и усмотрению…         (2005).

 

 

***

 

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ПРОПАГАНДА.   Навязчивая пропаганда протестантами своих идей (чего, по мнению многих, не хватает православным) связана с многократным повторением в спорах и дискуссиях одних и тех же заранее заготовленных аргументов. А это неминуемо сопряжено с ложью. Потому что протестантский миссионер обычно не столько свидетельствует о том, что он считает истиной, сколько, превратив свою «истину» в орудие полемики, в аргумент, пытается при помощи этого аргумента переубедить противника, переманить его на свою сторону.

Протестантская пропаганда представляет собой своего рода пародию на пророчества, — которые являются вдохновенным свидетельством человека о Господе и о Его Воле, и связаны с особенным духовным состоянием пророчествующего человека, пребывающего под воздействием Святого Духа. Тем более, что по своему содержанию, «пророчества» протестантских миссионеров, — если говорить о протестантах, обосновавшихся на Русской земле, — сводятся, в основном, к цитированию отдельных мест в Священном Писании, которые у многих из них, для удобства, подчеркнуты в их Библиях, и которые подтверждают, как думают протестанты, неправоту православия.

В той части христианского мира, где протестантам удалось вытеснить своих соперников, культивируемые ими навыки к пропаганде со временем пригодились политикам и распространились затем по всему свету. Вспомним, как в период предвыборных кампаний политические вожди объезжают один за другим сотни городов и произносят перед народом одни и те же заезженные речи, изображая при этом искренность и убежденность. В наше же время, потомки прежних протестантских пропагандистов, в массе своей, выяснившие для себя, что «Бога нет», используют упомянутые навыки в рекламе. Так что, если перевести все это в одну историческую плоскость, то из протестантской пропаганды, в ее развитии, получиться что-то вроде призыва: «Раз уж вы не желаете примкнуть к нашей церкви, то купите у нас хотя бы стиральный порошок…» (2010).

 

 

***

 

ЦЕНА ЗАБЛУЖДЕНИЙ.      Религиозные заблуждения, внушенные протестантским воспитанием, нисколько не мешают немцам делать вкусную колбасу и варить отличное пиво. Но когда немцы вообразили, что могут управлять миром и приступили к реализации своих намерений, то их религиозные заблуждения дали о себе знать и привели немецкий народ к закономерной катастрофе. (2007).

 

 

***

 

ЭКУМЕНИЗМ.   Чтобы стало понятнее, как следует относиться к экуменизму, нужно задуматься над тем, как правильно относиться к отдельному человеку, который заблуждается или даже одержим.

Притом, что заблуждающемуся, безусловно, нужно желать добра и всяческого блага, но, вместе с тем, не следует потакать ему в его заблуждении или проявлять солидарность в его одержимости, в его подверженности тому или иному греху.

Следует быть ответственными. Ведь обладая истиной и утратив ее из желания достичь «мирного сосуществования» и земного комфорта во взаимоотношениях, мы, впоследствии, лишимся возможности помочь и этому заблудшему ближнему.    (2010).

 

 

***

 

ЭКУМЕНИЗМ ИЛИ СОБОРНОСТЬ.           Экуменизм – это попытка представителей разных вероисповеданий комфортно (к взаимной выгоде) решить земные вопросы в ущерб Божьему Наставлению. Это попытка внести противоречие между любовью к Богу (которая должна быть на первом месте) и, рождаемой ею, любовью к людям.

Вместе с этим, попытки найти точки соприкосновения по некоторым вопросам, например, с католиками – не обязательно являются экуменизмом, а иногда соответствуют духу соборности.

Возможно, при духовном возрастании (и нашем, и католиков) – этих точек соприкосновения станет больше. Потому, что наше разделение – не только от отступления и грехов католиков, но и, безусловно, от наших грехов.

Все дело в том, как воспринимать эти «точки соприкосновения». С одной стороны, правильное понимание католиками некоторых вопросов делает эту «подделку» под христианство более правдоподобной, позволяя тем самым вводить в заблуждение народ. Но можно воспринимать «точку соприкосновения» — как тот «плацдарм», который католики еще не сдали – и тогда им нужно протянуть руку. (2009).

 

 

***

 

ОСИПОВ.  Профессор богословия Осипов – Суворов нашего времени, ведь главная война, в которой сегодня сражается Россия – духовная. И даже внешне похож.    (2016).

 

 

***

 

НЕОТВРАТИМОЕ.      События, кажущиеся катастрофическими для духовной жизни православного народа – вроде «контактов» Патриарха и папы римского, — внося смуту в души верующих людей, не могут, в конечном итоге, не послужить укреплению веры. Ведь, с одной стороны, верующим людям приходится наблюдать крушение привычных для них духовных опор, но, с другой стороны, они воочию убеждаются в приближении предсказанных Священным Писанием последних времен. А это мобилизует…            (2016).

 

 

***

 

ТРУДНОСТЬ ВОСХОЖДЕНИЯ.   Расхожим является мнение, будто человеку невозможно исправиться в его закоренелых пороках. Дескать, натура человеческая неизменна.

Однако вряд ли кто станет спорить о том, что человек очень просто может испортиться. Стало быть, изменениям эта самая натура все-таки поддается…

Все дело лишь в том, что идти под гору намного труднее, чем катиться с горы.         (2008).

 

 

***

 

НИЗВЕРЖЕННЫЕ.      Многие верующие соблазняются, когда видят, как церковные иерархи высокого ранга, вроде бывшего митрополита Филарета (Денисенко), отпадают от церкви.

На самом деле – ничего удивительного. Верующему человеку посылаются всевозможные испытания – в том числе и положением, властью, славой… И не все, вместе с карьерным ростом, возрастают и духовно. И часто получается критический разрыв между внешним положением и внутренним состоянием, заставляющий рано или поздно низвергаться с внешней высоты – к соответствию с внутренней низостью. (2013).

 

 

***

 

ИСКОРЕНЕНИЕ.       В душе пьяницы, не могущего отказаться от водки, происходит тот же процесс, что и в душе какого-нибудь жуткого маньяка и серийного убийцы. То обстоятельство, что общество одного из них всего лишь презирает, другого же уничтожает (или, в лучшем для него случае, изолирует) — свидетельствует лишь о разных последствиях для окружающих того греха, который завладел данным человеком.

Грех, укоренившийся в человеке, ставший для него второй натурой, можно искоренить только христианскими средствами.             (2010).

 

 

***

 

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПЬЯНСТВА.   Привлекательность пьянства в том, что алкоголь создает иллюзию развития и расцвета присущих человеку способностей, которое, на самом деле, является целью человеческой жизни. Человеку, в момент алкогольной эйфории, кажется, что он способен совершить то, что не позволяют ему совершить его жизненные обстоятельства или на что ему не хватает жизненных сил. Чувствуя невозможность реализовать себя в реальности, человек, посредством пьянства, оставляет реальность и «реализует» себя в иллюзорной «реальности», созданной под воздействием алкоголя.

Интересно, что «реализуемый» таким образом идеал касается не того, что человеком, в идеале, должно быть сделано, – а того, каким, в идеале, должен быть этот человек. Поэтому пьяный человек больше любит людей, становится добрым, милосердным, щедрым, широким…  или – если «идеалы» ему диктует дьявол – делается злобным, жестоким, наглым, хвастливым…

Потом наступает привыкание к самому «продукту» и человек постепенно сживается с ним душою и телом.

Желание совершенствования, иллюзорно реализуемое в пьянстве, не может быть замещено и устранено целями более низ кими: например, желанием материального преуспеяния или другими подобными мотивами – то есть теми средствами, которыми у нас обычно пытаются лечить пьянство. Вместо этого нужно найти способ указать пьянице на подлинные пути истинного развития личности, — состоящего в любви к Богу и к другим людям и достигаемого смирением и жертвенным служением ближнему.          (2010).

 

 

***

 

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ.   Человек, как правило, всерьез обращается к Богу, когда сталкивается с непосильным для себя бременем. (2008).

 

 

***

 

БЕЗ БОГА.   В религии не нуждаются те, кто не хотят себя исправлять.           (2006).

 

 

***

 

ЧЕЛОВЕК.   В человеке заложено все. Есть в нем и «инфузория», и «свинья», и какой-нибудь «хищник», и «обезьяна»… Но есть также «образ и подобие Божье».

К сожалению, у большинства людей, дальше «свиньи», «хищника» или «обезьяны» – развитие не идет. Правда, если раньше в человеческом мире господствовали «хищники», то в наше время их оттеснили на второй план особи, наделенные обезьяньими способностями.     (2007).

 

 

***

 

О «ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА».   Прежде чем заявить «я хочу!» или «я имею право!» — нужно дать ответ на вопрос: «а каков я?», «что я несу в мир: зло или добро?» и — «что будет, если мне позволят (то есть дадут мне «право») сделать то, что я хочу?».

Каждому человеку нужно исправлять себя до тех пор, пока реализация его «я хочу» не будет приносить окружающим только благо… (2009).

 

 

***

 

ПЕРВЫЙ ШАГ.   Христианское мировосприятие дает человеку возможность видеть свои несовершенства.

Но это лишь первый шаг. Чтобы преодолеть их – нужны усилия.          (2009).

 

 

***

 

ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ.   Жизнь – это непрерывное развитие. И если человек, в своем развитии, не движется по пути, указанному Христом, то поневоле станет развиваться в противоположном направлении. (2009).

 

 

***

 

БЕЗ ВАРИАНТОВ.   Когда для человека обнаруживается бессмысленность земной жизни, и он не обращается к Богу – то неизбежно начинает служить «противоположной инстанции». (2008).

 

 

***

 

ДУХОВНЫЕ ГРАНИЦЫ.   Каждый человек, не занимающийся специально своим духовным состоянием, живущий «просто так», существует в неких границах добра и зла, предопределенных его жизненными обстоятельствами.

Когда он произвольно раздвигает «естественные» для него границы зла – его мучает совесть. Но чаще всего подобное «расширение границ» происходит для него незаметно – при замене его жизненных условий на более комфортные, — что духовно расслабляет тех, кто не обращает на это внимание.

Для того же, чтобы раздвинуть границы добра, человеку следует потрудиться. Это может также произойти за счет изменения его жизненных обстоятельств – на менее комфортные для тела, но более полезные для души, — что происходит, например, при болезнях, лишениях, бедствиях, войнах, и что позволяет человеку видеть и понимать многое из того, к чему он прежде был слеп. (2009).

 

 

***

 

ХРИСТИАНЕ.   Принятие человеком Христовой истины приводит к раздвоению его человеческой природы на две составляющие – праведную и греховную, — которые вступают между собой в изнурительную борьбу. В человеке загорается «искра Божья», — разгораясь, она начинает освещать благодатным огнем темные закоулки его души и выжигать в ней всякую плесень.

В качестве наглядного тому примера можно указать на Гоголя, выставившего собственные грехи в виде персонажей своих произведений и беспощадно их осмеявшего. (2007).

 

 

***

 

ЧЕЛОВЕК КАЮЩИЙСЯ (закон духовных колебаний).   Грешный человек подобен маятнику, качающемуся от зла к добру и обратно. Бывает, что, качнувшись в сторону зла и побывав в точке крайнего для него греховного состояния, он начинает испытывать искреннее отвращение к злу и устремляется в противоположную сторону. На этом пути и бесовские силы с ним совладать не могут и, при всех своих ухищрениях, неспособны его остановить. Для желающего исправления человека – самой опасной является точка крайнего для него доброго состояния. Тут ему и следует приложить все усилия, чтобы продолжить движение, — обеспечивая тем самым перемещение всего диапазона духовных колебаний в сторону добра, на такие высоты, куда и бесы не забираются. Иначе же, достигнув крайней для себя точки добра, он лишь ненадолго в ней задержится и понесется вниз. Тут-то и бесам особо трудиться не нужно – они могут даже с удовольствием прокатиться на несущемся в сторону зла грешнике.      (2009).

 

 

***

 

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ.  Как грешники исправляются адом в жизни загробной, так и на этом свете — те, кто неспособны по своей воле избрать праведную жизнь — перевоспитываются «адом» земным: болезнями, несчастьями, бедами…         (2005).

 

 

***

 

НАЗНАЧЕНИЕ ГРЕХА.   Человек зачастую грешит не потому, что желает чего-то для себя соблазнительного, а для того, чтобы вывести себя из равновесия, из состояния, когда «ни холоден, ни горяч» (Откр. 3, 15). Это хорошо известно пьющим людям, которые принимаются за водку отнюдь не из-за ее вкусовых качеств. Помимо тех, кто пьют по привычке и тех, кому водка нужна для того, чтобы утопить в ней совесть или размыть ощущение реальности и, таким образом, «решить» с ее помощью какие-то непосильные для себя проблемы, — многим это средство дает возможность выйти из унылого равновесия: с помощью алкоголя очень удобно дойти до свинского состояния, чтобы затем начать движение в обратную сторону. Для грешников этого рода главное, чтобы жизнь не стояла на месте, на нулевой отметке. Им необходимо, чтобы она двигалась: и для движения вверх им нужно прежде опуститься вниз.

Двигаться же только вверх, подняться выше себя, они не в состоянии, из-за того, что, как правило, являются людьми неверующими. Поэтому двигаются по накатанному пути, вниз-вверх, то теряя человеческий облик, то его восстанавливая…

И пословица есть русская на сей счет: «не согрешишь – не покаешься».

То же самое можно сказать и о русском мате. Когда нашего человека донимает что-то мелкое, он произносит «специальные слова», своего рода заклинания, представляющие собой некую противоположность молитве. Доходя, на словах, до того предела, после которого дальше уже опускаться некуда, так что в сравнении с глубиной его падения, донимающие его мелочи уже не кажутся ему столь значительными, наш человек благодаря этому, приходит в себя и справляется с ситуацией.

Вообще же, когда человек совершает некий, сравнительно серьезный, грех – для него становится очевидным все его несовершенство. В остальное же время он, как правило, охвачен самодовольным состоянием, то есть гордыней – и степень своего несоответствия образу и подобию Божию не сознает.             (2007).

 

 

***

 

ГРЕХ КАК СРЕДСТВО.   Человек иногда совершает грех – от ощущения бессмысленности своей жизни. Когда он согрешает – пьянством, блудом, обжорством и прочим – смысл у него появляется: человек начинает стремиться к исправлению своей греховности.

А ощущение бессмысленности жизни – от незнания Бога. (2009).

 

 

***

 

О СМИРЕНИИ.            Смирение спасительно для человека потому, что человеческая природа, в ее испорченном виде, не соответствует тем качествам, которыми изначально наделил человека Бог, — и человек преодолевает искаженность своей природы и возвращается к норме – лишь когда сознает это. Бог любит смиренных, и иногда, для приобретения человеком смирения, попускает ему совершать малые и большие грехи, — чтобы самому человеку было ясно его болезненное отклонение от «образа и подобия Бога», данного ему изначально. Иным людям, для приобретения ими смирения, необходимы грехи вопиющие или позорные – вроде гомосексуализма, — не позволяющие такому человеку «ходить с гордо поднятой головой».

Впрочем, нежелающие смиряться люди и в этих случаях находят лазейки. Те же содомиты создают сообщества себе подобных, — в рамках которых их вопиющая греховность объявляется нормой, и активно расширяют свою популяцию – дабы вокруг них все меньше было тех, кто бы тем или иным способом указывал им на их ненормальность. (2012).

 

 

***

 

БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ.     Человек не может победить страсти собственными усилиями.

Победу над страстями можно одержать лишь, прося об этом у Бога. А правильно просить у Бога можно лишь тогда, когда просьба эта (молитва) – серьезна, то есть когда человек верует в Бога (а, значит, и в то, что эта молитва может помочь).

А если человек верует – то он приобщается к Богу – то есть начинает оценивать свою жизнь с позиции Божьей Правды. А с этой позиции страсти его – ценности для него не представляют.

Так что все зависит – от силы веры.

Тот же, кто надеется на свои силы – становится жертвой противоречия, являющегося следствием нашей греховности.

Страсти просто так выбросить нельзя, ибо они обслуживают греховную нашу натуру. Не приобщенный к Богу человек может избавиться от той или иной страсти разве что для того, чтобы малую страсть заменить другой – бОльшей: например, бросить курить ради того, чтобы получить возможность гордиться своей «силой воли».

По-настоящему же отказаться от страсти возможно лишь ради чего-то более высокого – ради приобщения к Богу, — на фоне чего страсти теряют свою «ценность». (2012).

 

 

***

 

СПАСЕННЫЕ.           Когда говорят о «небесной несправедливости» в отношении смерти детей, не заслуживших подобного – то судят с земной точки зрения. Однако, если вспомнить о предстоящей нам вечности, то, из всех преследуемых нами жизненных целей, важным остается только спасение души. Учитывая это, смерть в детском возрасте – даже привилегия, ибо душа не успевает подвергнуться соблазнам и неизбежной порче, и в чистоте попадает к Господу.        (2016).

 

 

***

 

ИСЦЕЛЕНИЕ.   Воцерковление способно в очень короткий срок духовно исцелить всякого человека, попавшего в самые сложные жизненные обстоятельства. Воцерковление супругов способно спасти любую семью и разрешить самые жуткие противоречия, копившиеся в ней годами. И точно также воцерковление всего народа способно в кратчайший срок спасти любой народ и исцелить его от многолетних язв; способно преобразить любую страну, поднять ее из ничтожества к процветанию и несокрушимости. (2008).

 

 

 

____________________________________________

[1] А.С.Будилович. О единстве русского народа. В кн. «Украинская болезнь русской нации». – М.: Имперская традиция, 2004, с.28.

Поиск

Навигация

Ссылки

Подписка