II. КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОБЛАЗН

 

***

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ.       В известном эпистолярном споре Гоголя и Белинского, в котором последний утверждал, что русский народ, в массе своей, безрелигиозен, так как «у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме, и вот в этом-то, может быть, огромность исторических судеб его в будущем», и что «религиозность не привилась в нем даже к духовенству», – наличествует, помимо всего прочего, и региональный аспект. Очень похоже на то, что наблюдения Белинского касаются, главным образом, северных русских, переживших в свое время религиозный слом, который южные русские не ощутили. Родина Гоголя, Южная Русь, тоже испытала посягательство на веру, но со стороны инородцев, польских католиков вкупе с иудеями, злонамеренность религиозных притязаний которых подтверждалась и экономическим гнетом. Северной же Руси довелось терпеть «религиозные преобразования» от своих.

Неслучайно, видимо, и то, что впоследствии и Ленин завелся на Севере. И хотя с Юга сразу же подтянулись ему на подмогу Троцкий и К°, но эти все-таки были не нашего рода…

                                                                                                                  (2021).

 

***

ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ. В результате петровских реформ народ наш разделился на две неровные части.

Одну часть – численно ничтожную, но главенствующую по своему влиянию, составил высший, образованный слой, представители которого, начиная с тех самых «реформ», все больше приобщались к европейским идеям, «последним словом» которых было безбожие.

Вторую же часть составляла численно преобладающая масса простого народа, живущего православной верой и мало влияющего на политику государства, однако, в критические для страны моменты, выносящего на своих плечах все трудности.

С течением времени обе эти части все больше обосабливались одна от другой – так что вместо одного народа фактически стало два, которые все меньше понимали друг друга.

Когда же неверие стало проникать и в толщу простого народа – то оба эти народа стали поступать эгоистично и тянуть в разные стороны, каждый в свою.

И погубили Россию…

(2013).

 

***

ВСЕНАРОДНАЯ ВЛАСТЬ. Приходится признать, что Вторая мировая война (называемая у нас «Великой Отечественной»), в которой наша страна участвовала под руководством коммунистической власти, воспринималась подавляющим числом населения как «народная». В отличие от Первой мировой войны («Второй Отечественной»), которая для части населяющих нашу страну была лишь кормушкой, возможностью дополнительно заработать, а для части представителей «политического спектра» явилась поводом разобраться с собственной неугодной властью, ради чего, с их точки зрения, было позволительно даже вступать в сговор с воюющим против нашей страны противником…

Причина в том, что в сравнении с дореволюционной властью, коммунистическая власть в годы Великой Отечественной войны была ближе к народу, в большей степени соответствовала его состоянию и выражала его интересы. Другое дело, что народ – без веры и без царя – пребывал после революции в падшем состоянии, которое спустя несколько десятилетий и привело его к утрате того Отечества, которое он отстоял в Великой войне.

(2021).

 

***

О ЖЕРТВЕННОСТИ.                       Если задуматься о феномене советского человека, то рано или поздно не избежать крамольной мысли о том, что когда он жертвовал своей жизнью (в годы войны – ради Родины, ради ближнего…), то именно эта жертва – самая великая. Ведь когда жертвует жизнью верующий человек, – то он убежден, что его жизнь на этом не кончится и продолжится в вечности. И потому его жертвенное страдание – временное, вроде «страданий» в стоматологическом кабинете (с той только разницей, что «декорации» в новой жизни будут другие). И даже, когда Господь отдавал Сына Своего в жертву ради грешного человечества – Он знал, что Сыну не грозит вечное небытие. И идущий на мученическую смерть Сын – тоже об этом знал.

Однако если вспомнить тот период советской эпохи, когда нашими людьми была проявлена массовая жертвенность – годы Великой войны, – то трудно об этих людях говорить как о неверующих. Ведь была предвоенная статистика на этот счет, свидетельствовавшая о том, что большинство наших людей тогда все еще считали себя верующими, – а значит, воспринимали происходящее с ними – революцию, репрессии, голод, войну – по-христиански, как закономерный результат своего предыдущего греховного поведения. Так что трудно определить, какой именно представитель тогдашнего нашего народа – верующий или неверующий – совершал конкретный жертвенный подвиг. Не следует также забывать, что воевали в той войне большей частью люди деревни, в сознании которых «распоряжение из района», упраздняющее Бытие Божье, вряд ли успело к тому времени серьезно потеснить наставления патриархального семейного воспитания…

Массовое безбожие появилось у нас лишь во времена Хрущева – и было закреплено наступившим благополучием. Тогда и жертвенности не стало… А спустя недолгое время и страну свою эти, новые уже, люди сдали врагу – без особого сопротивления…

(2011).

 

***

ПОКУШЕНИЕ НА «СВЯТОЕ». На исходе советской эпохи коммунистическая власть, начав борьбу с пьянством, тем самым покусилась на то, что заменяло значительному числу советских людей религию. И это в немалой степени ускорило ее падение… Обычно пьющий человек, после пьяного воскресного буйства, на следующий день делается смиренным. И те критические стрелы, которые в трезвом состоянии мог бы направить в сторону властей, обличая непорядки в стране, – направляет, как правило, на себя…

После же горбачевских «реформ», усугубленных антиалкогольными законами (реагируя на которые народ тут наградил упомянутого Генерального секретаря титулом  «минерального секретаря»), чаша народного терпения переполнилась, и народ вышел из повиновения, – может быть еще и потому, что трезвым взглядом увидел все творящиеся вокруг безобразия. Не умея же – из-за своей духовной неразвитости – менять свое положение к лучшему, – изменил его к худшему…

(2013).

 

***

НАВЕСТИ ПОРЯДОК.      «Навести порядок» в стране, в которой народ верующий, может Христос, но там, где народ неверующий – нужен Сталин. (2019).

 

РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ.     В главном, духовном, смысле – коммунисты, борющиеся с капитализмом, и либералы, поддерживающие капитализм, – родня. И те, и другие – безбожники, ориентирующиеся, прежде всего, на материальную выгоду. Поэтому у таких людей все зависит от обстоятельств. Если судьбой и обстоятельствами выпало жить в привилегированном положении – то такой человек, чаще всего, либерал, если же судьбой и обстоятельствами он обойден, то ему выгоднее быть коммунистом, вынуждая других делиться.

В качестве доказательства предлагаю задуматься: откуда в новой, послекоммунистической, России взялось разом столько либералов и готовых «капиталистических акул»? Из бывших комсомольских вождей, которым коммунистическая идея при смене эпох ничуть не помешала трансформироваться в новое качество. (2022).

 

НЕНАДЕЖНОЕ ОСНОВАНИЕ. Капитализм основан на эгоизме поработителей, социализм – на эгоизме порабощенных, а должна быть любовь, побуждающая к сотрудничеству, – на чем основана жизнь христиан.

Социализмом это не заменить. Потому что, при ослаблении режима, эгоизм, на котором базируется социалистическое общество, вылезает наружу и порождает поработителей из числа бывших порабощенных. (2011).

 

КОЛХОЗЫ. Колхозы – это пародия на русскую общину. Община же – традиционная русская форма организации жизни народа, на протяжении многих веков духовно опиралась на православие, сменившее в свое время язычество.

Община – как форма социальной организации – являясь воплощением идеи соборности, обеспечивала воспитание и формирование личности, основанное на взаимопомощи и общей ответственности.

Колхозы же – будучи превращенными в инструмент для реализации хозяйственных целей государства и ограниченными в своей самостоятельности и ответственности, – извратили суть русской общины, подорвав доверие к этой спасительной для нашего народа форме его социальной организации. (2011).

 

КОНСПИРОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД. Если посмотреть на нашу историю в ХХ-м веке на расстоянии, то можно заметить, что «некая» сила в начале ХХ-го века разрушила традиционную жизнь на Руси, – ради того, чтобы направить весь потенциал нашего народа на создание индустрии; а в конце ХХ-го века эта индустрия у народа была отобрана. (2011).

 

СОЦИАЛИЗМ И «НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК». У социализма с создаваемым ныне «мировым порядком» – сходный, антихристианский, способ решения человеческих проблем.

В свое время социалисты не захотели ждать, пока люди, проникшись христианскими идеалами, станут вести себя справедливо по отношению друг к другу, богатые не будут угнетать бедных и так далее – и решили добиться этого в принудительном порядке.

И точно так же установителям «нового мирового порядка» вовсе не нужно, чтобы человек, следуя христианским заповедям, внутренне освобождался от своей греховности и становился неспособным к совершению преступлений. Они предпочитают «решать проблему» посредством повсеместной установки камер слежения, использования «детекторов лжи», чипизации и тому подобного.

С одной стороны, развращая человека, навязывая ему стандарты «сладкой жизни», а с другой – тотально его контролируя, – они превращают его в раба, оставляя себе некую распределительную роль, беря на себя право решать: кому (послушным) можно грешить, а кому – нет. Об этом предупреждал Достоевский, в «Легенде о Великом инквизиторе». (2011).

 

ЗНАЧЕНИЕ СТАЛИНА.      Сталин сумел организовать народ, в том состоянии, в котором он пребывал, и вылепить из него «пулю», убившую германский фашизм. (2021).

 

«ПРАВОСЛАВНЫЕ СТАЛИНИСТЫ».    «Православные сталинисты» любят, для оправдания Сталина, цитировать слова св.Луки (Войно-Ясенецкого) о том, что Сталин был послан русскому народу Богом.

Но кто еще мог быть послан, для спасения, этому народу, который пребывал в состоянии расцерковления и богоборческой одержимости?

Праведника он бы, по грехам своим, не принял и не спасся… А Сталин – именно кнут, необходимый для воспитания.

Только зачем обожествлять кнут? (2013).

 

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ. Немало пишут и говорят о христианском социализме. И многие приверженцы социалистических идеалов готовы согласиться на «мирное сосуществование» с христианством, полагая его неким «тихим помешательством», не сильно мешающим социалистическому обществу в его устремлениях…

В социализме действительно много внешне похожего на христианство: он является своего рода «школой», где учат преодолевать эгоизм, не разделять свое и общее и так далее – так что может показаться, что это и есть прямой путь к реализации заповеди, призывающей «любить ближнего как самого себя»…

Однако в социализме подобное неэгоистическое поведение духовно ни на чем не основано, поэтому такого рода «солидарность трудящихся» действенна лишь до тех пор, пока это выгодно индивиду. Ведь, как выразился персонаж Достоевского, «если Бога нет, то все позволено», в том числе и ограбить бывших своих «солидарных товарищей» ради того, чтобы за их счет попасть в капиталистическую элиту – как это и произошло на финише советской эпохи…

Для реализации идеи христианского социализма очень важна правильная последовательность. Путь этот лучше бы начинать с христианства. Социалистические формы хозяйствования должны предлагаться людям, готовым к этому духовно. Иначе может получиться как с колхозами, когда народу были навязаны производственные отношения, не соответствующие его обезбоженному духовному складу. Это несоответствие привело к тому, что в годы вроде бы уже достигнутого «развитого социализма» колхозники любили повторять, хитро посмеиваясь, фразу «все вокруг колхозное, все вокруг мое…», переиначивая на свой лад слова оптимистической советской песни и делая при этом ударение на «мое»…

Тем более что хозяйствование, духовно опирающееся на христианское миропонимание (как, например, в монастырях), вообще не нуждается ни в каких социалистических обоснованиях, так как оно «социалистичнее» любого социализма…

Другое дело, что верующего человека искусственно не изготовишь. Поэтому в спасительных для нашего общества преобразованиях важную роль должны сыграть люди, составляющие у нас большинство, которые, не ощущая потребности в Боге, руководствуются, в первую очередь, идеалами справедливости и нестяжательства, живущими в их душах. Правда, следует понимать, что эти, «не нуждающиеся в Боге», люди легко могут подпасть под воздействие страстей и соблазнов, и, оказавшись на руководящих позициях, могут поддаться соблазну возвести самих себя в статус больших и малых «божков», после чего, в итоге, завести страну примерно туда, куда завели ее в недавнем прошлом коммунистические руководители… (2023).

 

Поиск

Навигация

Ссылки

Подписка