VII. ВЕРА

 

***

СКУЧНО ЖИТЬ…      Говорят: «Скучно жить… Нет смысла жизни…» Полюби что-нибудь или кого-нибудь в этой жизни и спасай…

Или ничего, кроме себя, не любишь?.. Тогда плохо дело…                                                                                                                   (2020).

 

***

БУДУЩЕЕ.     Христианская жизнь проявляется, в первую очередь, в жертвенности и смирении. Поэтому те народы, независимо от их деклараций, в которых взрослые воспитывают большие семьи, что требует жертвенности, а дети слушают своих родителей, проявляя смирение, – получат право на то, чтобы унаследовать землю.

 (2017).

 

***

ПУТЬ К ЕДИНСТВУ. Только православие способно собрать нас в единое целое и сделать нас народом. Через самоограничение каждого, к чему и призывают заповеди.

    (2017).

***

УДЕЛ БЕЗБОЖНИКА.   Все мотивы обезбоженного человека сводятся, в конце концов, к пьянству, обжорству, блуду, жадности, страху и лени.

Обжорство и блуд – удовлетворяют два желания, которые соответствуют инстинктам, вложенным в него изначально.

Страх вступает в свои права, когда под угрозой оказывается его драгоценное существование.

Все остальное в его жизни продиктовано ленью, свидетельствующей о том, что жизнь безбожника лишена смысла, и в ней для него не существует ничего такого (за исключением перечисленных трех пунктов), ради чего он согласился бы «пошевелить пальцем».

Когда же требуется заглушить совесть и беспрепятственно повысить самооценку, создать, несмотря ни на что, иллюзию своей значимости, то с этим отлично справляется алкоголь (или наркотик).

К концу жизни блуд и обжорство постепенно замещаются жадностью, экономией средств, здоровья и жизненных сил с целью максимально продлить свою «единственную и неповторимую» жизнь.

(2007).

 

***

НАЦИОНАЛИЗМ.    Все националисты, с христианской точки зрения, по сути своей «жидовствующие». Попирающие – ради сохранения местных, привычных, «удобств» – тот духовный, наднациональный, устремленный вверх Смысл, который Спаситель открыл для народов. Предпочитающие этой «вертикали» свою «горизонталь», – которые, в идеале, не должны противоречить одна другой, а призваны, в любовном соединении, составить тот самый спасительный для народов Крест.

Это касается, например, и западных протестантов, и наших старообрядцев, – одинаково пытающихся вроде бы и Христа принять, и привычных выгод не упустить…

(2020).

 

***

ДВЕ «НАЦИИ».         Все люди, по моему мнению, делятся на две «нации»: «нация» тех, кто идут за Христом, и «нация» последователей тех, кто распял в свое время Христа. Причем, ко второй «нации» могут относиться не только иудеи или, например, атеисты. Но даже и русские, и даже православные – если они являются современными, «новозаветными», фарисеями…

(2022).

 

***

УЗКИЙ ПУТЬ.                        Бог, конечно, един. Но есть разные люди и разные народы. С различными условиями жизни, жизненным опытом, «степенью испорченности» и так далее. И как отдельному человеку, так и каждому народу – Божья Истина открывается в той степени, в которой они способны ее воспринять. Поэтому если, к примеру, высшее, православное, восприятие навязывать какому-нибудь народу, живущему дикой жизнью, то он неизбежно натащит в навязываемую ему религию всяких языческих примесей. Индивидуальное (или распространенное в том или ином народе) восприятие Бога может в большей или меньшей степени отражать Истину. Однако если индивидуум решит дистанцироваться от конкретных условий жизни его народа и заменять их в своей душе идеальными, достигнутыми другими народами, возомнив себя избранным, попирая соборность, то он скорее не приблизится к идеалу, а отдалится. Ибо он таким образом устраняется от работы по благодатному преображению той среды, в которой находится…

Нужно суметь пройти по тому узкому пути, на котором любовь к Богу и любовь к ближним не входили бы в противоречие между собой, а дополняли бы одна другую. (2020).

 

НАЧАЛЬСТВО.         У одних «начальство» – Господь Бог. У других – командиры, директора, боссы, президенты… (2022).

 

ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ.       Есть люди, у которых желудок подчиняется разуму (а разум – совести), но больше тех, у кого разум подчинен желудку. (2018).

 

ГРЕХ. Часто грешат (в первую очередь, пьянством) оттого, что чувствуя несоответствие своей жизни должному, расхождение ее с тем идеалом, который живет в душе, – решают «перечеркнуть» ее установившийся неверный ход. Как поэт, который комкает и бросает в корзину стихотворение, в котором чувствует фальшь.

Примерно то же имел ввиду Егор Прокудин из шукшинской «Калины красной», когда восклицал: «А может ее добить, эту жизнь?..» (2011).

 

ПЬЯНСТВО.   Пьянство необходимо пьющему для смирения. Его последствия компенсируют обычное хвастовство и гордыню пьющего. (2019).

 

МИССИЯ И ПРИВИЛЕГИИ.          Господь избрал еврейский народ для выполнения высшей миссии, предоставив ему определенные привилегии.

Евреи же, в большинстве своем, следуя за своими предводителями («книжниками и фарисеями»), от миссии уклонились, но от привилегий отказываться не стали. То есть, «небесному» предпочли «земное».

Что же касается подражателей – националистов «всех времен и народов», от немецких и до молдавских, – то те, безо всяких миссий, сразу же начинали с требования привилегий. (2012).

 

ИУДЕЙСТВО ПРОТИВ ХРИСТИАНСТВА.        Христианский идеал бесконечно выше идеала иудейского: христианин своей так называемой «шкуре» и заботам о ее обслуживанию предпочитает заботу о духе, ставя в своих решениях потребности духа выше потребностей этой самой «шкуры»…

Как, учитывая это, можно завидовать иудейству, возводя свой национализм в подражание иудейскому и декларируя, к примеру, что какая-нибудь Украина (Германия, Молдавия и т.д.) – «превыше всего» и что она-де – «для украйинцив»? Только если пребывать в убеждении, что дух ничего не стоит – ибо все заканчивается теперешней жизнью и нужно заботиться лишь о «шкуре». То есть, быть атеистом…

Надо сказать, что само иудейство знает о высоте христианства и завидует ему. И поощряет у нас атеизм и наши доморощенные национализмы для того, чтобы нашим отступничеством от христианского идеала доказать самим себе свою правоту. (2012).

 

РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ.        Русским националистом можно быть лишь тогда, когда русский народ станет православным, будет поступать неэгоистично – то есть, когда его национализм не будет выражаться в притеснении других народов, а, напротив, будет служить им добрым примером и помощью в устроении богоугодной жизни. (2022).

 

СПАСЕНИЕ.  Из теперешних, надвигающихся на нас испытаний, когда антихристова «инфраструктура» уже создана и готова уже поглотить весь мир – у России только два выхода: или погибнуть, или стать православной. Чтобы решить такой сложности и масштаба задачи, русский народ должен в большинстве своем воцерковиться (для начала, должны быть воцерковленными хотя бы его предводители). (2018).

 

ПАСТЫРИ И ПОЛИТИКИ.   Многих обескураживает то, как священство пресмыкательски ведет себя по отношению к власти (даже если эти власти очевидно преступны). Конечно, можно было бы ответить на это тем, что «политический климат» в любой стране – всего лишь отражение духовного состояния живущего в ней народа, и что батюшкам важнее привести людей к Богу, нежели к правильному политическому решению. Однако политические проступки пастырей служат для простых людей сигналом: если пастырь неправдив в политике, то, наверное, и неправдив по отношению к Богу. И если политиков боится больше чем Бога, то, скорее всего, в Бога он не верит.  К тому же, подобное политическое отступничество слишком часто очевидно небескорыстно. (2018).

 

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК. ШКОЛА СМИРЕНИЯ.   Усилиями прежней коммунистической власти, исключившей в свое время из школьных образовательных программ изучение Закона Божьего и церковнославянского языка, наши люди сегодня, как правило, плохо понимают Божественную литургию и содержание православных молитв, которые им надлежит ежедневно читать. И вместо того, чтобы вынудить нынешнюю, уже некоммунистическую, власть исправить ошибки предшественников, многие светские деятели нашей эпохи пытаются склонить православную церковь к тому, чтобы подстроиться под сложившиеся «реалии» и перевести православное богослужение на всем понятный современный русский язык.

Следует понимать: отказываться от церковнославянского языка нельзя еще и по той причине, что это духовно разделило бы, во времени и в пространстве, единый в вечности русский народ, разорвало бы нашу духовную связь – по «исторической вертикали» – с нашими предками, молившимися на этом языке, и разделило бы нас духовно – по «географической горизонтали» – с теми из наших единокровных братьев, называемых теперь «украинцами», которых нелегкая окраинная судьба и усилия врагов русского единства вынудили перейти на новый книжный язык, отделяющий их от остального русского народа.

Тем не менее, о каком-либо внимании к церковнославянскому языку со стороны нынешних российских «наркомов» от просвещения говорить пока не приходится: они по-прежнему всецело поглощены взращиванием «квалифицированных потребителей», которым, по их мнению, можно будет доверить будущее России…

Однако, «нет худа без добра» – и в непонятности для наших людей церковнославянского языка можно обнаружить и свою положительную сторону. Ведь после непомерного возвеличивания человека в коммунистическую эпоху, нет лучшего средства смирить распухшую нашу гордыню, которую самодовольно расчесывали все советские годы, как читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило на малопонятном для нас церковнославянском языке или по православным праздникам участвовать, на протяжении нескольких часов, в Божественной литургии, совершаемой на этом же языке.

Православие с его непонятной для начинающих литургией учит человека смиряться, ставит его в подчиненное положение перед Богом. Благодаря этой начальной непонятности православного богослужения, приступающий к нему человек чувствует себя столь же бесконечно далеким от соответствия должному уровню постижения истины, содержащейся в православии, как всякий лишь приступивший к делу спасения грешный человек далек от соответствия образу и подобию Божию.

В этом еще одно наше отличие от протестантов. В протестантстве человек во время богослужения не столько смиряется, сколько самоутверждается, в чем-то уподобляясь библейской Еве, пожелавшей добраться до запретного плода…

Именно смиренное и покаянное наше положение перед Господом можно признать хоть сколько-нибудь соответствующим нашему плачевному духовному состоянию. Ведь и в Боге, несмотря на дарованный нам Его «образ и подобие», для нас больше непонятного, чем понятного, – так что стремление все «разъяснить» (подобно тому как булгаковский Шарик из «Собачьего сердца», превратившийся впоследствии в коммунистического функционера Шарикова, стремился немедленно «разъяснить» чучело совы, висевшее в профессорском кабинете), – в данном случае вряд ли уместно…

И именно такой смиренный подход может помочь привести нас в должное состояние перед надвигающимися на нас испытаниями, в которых для нас наверняка ожидается немало «открытий»…

К тому же, когда говорят, что непонятность церковнославянского языка препятствует усвоению человеком Христовой истины, то явно лукавят. Всякий, кто соприкасается с церковной жизнью, прекрасно понимает те требования, которые надлежит исполнять христианину. И исполнению этих требований мешает, как правило, не непонятность церковнославянского языка, а лень, себялюбие, гордыня и прочие укорененные в каждом из нас «добродетели»… (2008).

 

Поиск

Навигация

Ссылки

Подписка