Камеры (2017)

Эти камеры безобидны на вид, и представляют собой всего лишь небольшой глазок, притаившийся где-то под потолком заведения. Но они пострашнее камер тюремных, ибо безо всяких решеток и каменных стен, без бдительных надзирателей и профессиональных истязателей, оснащенных страшными «орудиями пыток», способны неволить не только тело, но и душу. К примеру, вынуждая работников всякого рода «продвинутых» торговых или иных заведений выскакивать из-за своих прилавков навстречу посетителям и всем своим видом выражать готовность их обслужить…

При помощи камеры за работником подсматривает хозяин. Не постоянно, конечно, подсматривает, ибо у хозяев, как правило, дел по горло. Правда, это именно их дела. Это они в свое время воспламенились амбициозной идеей завести лучший магазин в городе по продаже, допустим, сантехники. И искренне переживают за успех дела. И до глубины души страдают, если их обходят более удачливые конкуренты. Может быть ночей не спят… В общем, вряд ли у них достаточно времени для подсматривания за своими работниками. Особенно, если работников много.

У тех же, кто работают на хозяина – интересы другие, свои. Какие – хозяин не знает: ему до этого дела нет. Поэтому, если зарплата от количества посетителей не зависит – то для работника лучше, если бы этих посетителей было поменьше. А если зависит, то пусть, конечно, приходят – будем рады! – но не до такой степени, чтобы чувствовать к каждому пришедшему неподдельное душевное расположение. Поэтому приходится притворяться.

Конечно, следить за персоналом в постоянном режиме у хозяина времени нет. Но, в случае возникшей проблемы он может прокрутить видеозапись в обратную сторону, найти нужный эпизод – и, если работник оказался не на высоте, ему не поздоровится. Или может поручить жене, матери или теще, либо кому-то еще, у кого природная страсть к подобного рода занятиям.  А может и сам, во время вечернего чая, случайно включить видео – и вдруг узреть что-либо неподобающее. Один знакомый предприниматель рассказывал, как посмотрев подобное видео, неожиданно обнаружил, что персонал, который по его распоряжению, должен был сообщать каждому посетителю информацию о новой услуге – цинично проигнорировал это распоряжение, оставив посетителей в неведении о новом решительном шаге на пути к их всестороннему обслуживанию. Изумлению его не было предела. Он искренне возмущался, как человек жестоко обманутый. И предвкушал грядущую расправу…

Поэтому персонал старается… Помню, как служащая в одном заведении, в котором намечалось сокращение персонала, стоя перед камерой, очень убедительно рассказывала, какой хороший у них хозяин, как он самоотверженно трудится, как старается во всем угодить посетителям… Несчастная, наверное, полагала, что камера у нее над головой и звуки записывает…

Но и это еще не предел. Бывает хуже. К примеру, на мосту, по которому перемещается народ, выходящий из электрички, мне некоторое время назад каждый день на протяжении примерно месяца попадался молодой человек, что называется «в полном расцвете сил», восторженно кричавший проходящим: «Ура! Мы открылись! Суши-бар (название я забыл – допустим, какая-нибудь «Япона канава») – «Япона канава»! Гармония вкуса! Незабываемые ощущения! Лучшие цены!..»

Его тоже, конечно, контролируют. Камер над ним нет, но у поручившего подобную работу много возможностей для контроля. И горестно подумалось, что вряд ли этот парень когда-либо по личному поводу, в самые радостные моменты своей жизни, употреблял столько восклицаний.

Иногда все эти «прогрессивные тенденции» подвигают меня на жалкий протест. Когда, например, в выходной день, в полупустом утреннем метро работник явно из-за контролирующих его камер задерживает меня, спешащего, начиная «зондировать» мой невинный рюкзак, – бывает, не выдерживаю и язвительно говорю что-нибудь вроде: «Нас, террористов, ругают, если мы подходим к своему заданию формально, и делаем свое черное дело в пустых вагонах, лишь бы отчитаться перед начальством». Однако сильно не увлекаюсь подпусканием таких шпилек,  понимая, что за подобные речи могут подвергнуть более тщательной проверке, которая отнимет время и помешает успеть туда, куда спешу.

Тем более, что дело не в конкретных неразумных исполнителях. Все это перекладывание наших проблем на «плечи видеокамер» и прочих технических ухищрений, вроде детекторов лжи – не что иное как неизбежные издержки того пути, который выбрал современный мир. Ведь если мы, вместо «рая», устраиваем «джунгли», в которых позволительно обижать, обманывать или обкрадывать ближних, то неудивительно, что обидчики, обманщики и грабители после своих деяний, терзаются манией преследования и бояться, что обиженные, обманутые и ограбленные станут мстить или захотят награбленное вернуть.  И – чтобы сохранить свое нестабильное благополучие в условиях «джунглей», предпринимают жалкие попытки защититься при помощи камер. А следующим, наверное, этапом будет вживление всем нам чипов, которые со временем «усовершенствуются» до того, что будут в автоматическом режиме следить за поведением каждого, и в любой момент смогут остановить «жизнедеятельность» «непослушного»…

 

Нет, лучше уже когда, допустим, продавец не обращает внимания на покупателя, занятый чем-то своим. И даже выказывает раздражение тем, что его отвлекли от его занятия.

Потому что лучше непритворное безразличие, чем притворное радушие. И можно порадоваться за человека: он пока что не раб… Пусть даже – как это частенько бывало в советские годы – от души нахамит покупателю…

Так, конечно, намного лучше. Для полного же «совершенства» не хватает лишь осознания им того, что прибывший в его заведение посетитель – тоже образ и подобие Божье, и что сам он, торгующий, – не «истина в последней инстанции», а грешный и несовершенный человек.

                                                                                                                (2017).

Поиск

Навигация

Ссылки

Подписка